Мы настолько богаты и мощны, что вполне справимся с теми проблемами санкций, которые на нас накладываются. Но, тем не менее, если бы все активы, полученные в процессе приватизации, и вся прибыль, получаемая в процессе производства, вкладывалась именно в Россию, мы бы не видели в стольких километрах от Москвы нищету и развалюхи. Поэтому Следственный комитет предложил целый ряд новелл, которые направлены на то, чтобы в значительной степени затормозить процесс вывода капиталов из России, - сказал он.
Выступая на научно-практической конференции в Москве, глава СКР отметил, что статистика приводит различные данные об объемах выведенных за рубеж капиталов. Однако, по его словам, эта проблема действительно существует, о ее актуальности говорил и глава государства, президент Владимир Путин.
Касаясь вопроса санкций против России, глава СКР отметил, что они введены не только по политическим, но и по экономическим мотивам. Они (санкции - ИФ) обусловлены и тем, что наши западные партнеры уже боятся нашего капитала, - сказал Бастрыкин.
Он пояснил, в немецкой полиции уже создано специальной управление по борьбе с русским капиталом в Германии. По словам главы СКР, немецкая полиция опасается, что российские предприниматели будут вкладывать средства в немецкие компании и постепенно получат над ними контроль.
При этом Бастрыкин отметил особенную важность института конфискации при совершении экономических и коррупционных преступлений, который, по его мнению, должен действовать в полном объеме. Восемь лет мы ходим в Госдуму и просим: давайте вернем институт конфискации в полном объеме, как это было раньше. Украл - верни наворованное, - сказал глава СКР.
Борьба с бесконтрольной приватизацией
Говоря о процессах, которые могут отрицательно сказаться как на экономике России, так и на общей ситуации в стране, Бастрыкин подчеркнул, что правоохранительные органы должны более жестко контролировать процесс приватизации госсобственности.
По его мнению, вопрос о собственниках при приватизации должен быть прозрачным, а правоохранительные органы, используя возможности финансовой разведки, оперативно-разыскной деятельности и спецслужб, должны обеспечивать государственный контроль за эффективной приватизацией имущества, которое этой приватизации будет подвержено.
Глава Следственного комитета признал, что из-за приверженности принципам жесткого контроля его ведомство подвергается серьезной критике либеральных экономистов, его обвиняют в том, что Следственный комитет кошмарит бизнес. Однако, по словам Бастрыкина, бесконтрольная приватизация может иметь еще более угрожающие последствия.
Он привел в пример приватизацию аэропорта Домодедово, которая осуществлялась с большим скандалом, с большим боем. После того, как там произошла трагедия, в которой погибли иностранцы (теракт в аэропорту, произошедший 24 января 2011 года – ИФ), мы до сих пор не можем найти виновника, собственника этого аэропорта. Мы знаем этих людей, но они говорят, что они не собственники, - сказал Бастрыкин.
Также он напомнил о безумной приватизации Аэрофлота и крушении во Внуково самолета главы французской нефтяной компании Total Кристофа де Маржери. Основное количество авиакомпаний - это три-пять устаревших судов, они убыточны и не могут сегодня обеспечить безопасности полетов, обучение (экипажа - ИФ) и так далее, - добавил Бастрыкин.