Во-первых, банальная, но плохо усваиваемая вещь: все налоги выплачиваются – не с виду, но по сути дела – только и исключительно людьми. Предприятия («юридические лица») – это никто, на самом деле. Их участие в налогах создаёт те или иные видимости, однако источником налогов может быть только и исключительно вновь созданная стоимость. А для её создания необходимы труд и капитал. То есть, сами обученные люди - и что-то у них уже имееющееся, их имущество и знания.
Во-вторых, между тем, кто перечисляет налог в казну (получатель доходов/владелец имущества, или же кассир предприятия), и тем, кто несёт налоговое бремя, существует различие, в числовом отношении значительное. (Об этом писал недавно: «Видимость и сущность налогового бремени»). Имеется в виду и то, что уже отмечено выше: никакие предприятия не несут налогового бремени в принципе, всё только на плечах человеческих, - и то, что когда два человека отчисляют по сто рублей, это вовсе не свидетельство, что их налоговое бремя одинаково. Вполне мыслимо, что один отчисляет сто, а другой тысячу, однако действительное бремя первого – тысяча, а второго – сто. Скажем, повышая налог на роскошь, законодатель может вынудить богача, не желающего сокращать потребление, понизить заработок его рабочим. И тяжесть дополнительного налога, вроде бы рабочему сердцу приятная, его же сердце и поразит….
Поминать ли, что для разных людей предельная ценность денег весьма различна? - О том нам Поведано ещё в причте о двух лептах, пожертвованных бедной вдовой.
Теперь о влиянии налогов на наше будущее процветание. Разумеется, чем меньше налогов – тем больше у предприятия денег на капитальные вложения в развитие производства. Однако наличичие денег и желание их вложить – не одно и то же. Инвестор вкладывает деньги в развитие предприятия, если будущая доходность выше, чем иное доступное размещение средств, например, вклад в банк или покупка ценной бумаги.
При этом смотрят не на доход, который предприятие даст при наилучших условиях: полной загрузке мощностей. Имея в виду разного рода неожиданности, смотрят на ожидаемую доходность: предельно возможную умножают на вероятность её получения. Из опыта известно, что нередки случаи, когда действительно получаемая прибыль в разы меньше возможной. Понятно, что при расчётах будут брать самую низкую вероятность, из наблюдавшихся в прошлом.
Повышение налогов – одна из возможных неожиданностей. Мораторий – способ правительства приподнять высоту ожидаемой доходности инвесторов, и тем склонить большее их число к производительным вложениям денег. При этом важно, чтобы мораторий покрывал достаточно отдалённое будущее. Инвестор вкладывает средства на срок, а потом «отбивает» их продажей своей доли кому-то другому. Если известно, что мораторий обещан на пять лет, а средний срок окупаемости производственных вложений – четыре года, особой пользы для увеличения инвестиций не выйдет (четыре года – это мечта, обычно дольше). Будущему покупателю доли нашего инвестора придётся в свой расчёт закладывать, что налоги могут возрасти. Это будет понижать цену продажи инвестором ему. А стало быть, должно самим инвестором быть учтено уже сейчас, при принятии инвестиционного решения.
Именно поэтому так часто говорят, что устойчивость налоговых правил важнее высоты налогов. И тем огорчительней для предпринимателей разговоры о том, что в 2018 году или раньше возможны изменения в составе высших лиц государства: чего от новых ожидать, никому не известно. Подобные ожидания также обесценивают любой мораторий. Даже если его закрепят законом. Впрочем, в тех отраслях, где окупаемость быстрая (в торговле, скажем), польза может быть. Вопрос продолжительности моратория и устойчивости правительства оказывается вопросом отраслевых предпочтений экономической политики. А усилившийся вывоз капитала одной из главных причин, между прочим, имеет политические мероприятия оппозиции в 2011-2012 годах.
Далее, на что именно объявляется мораторий? Помимо списка налогов и высоты ставок существует образ действий налоговых органов. Если при неизменных ставках начнут более жёстко действовать, придётся в казну выплачивать всё больше денег – а для предприятия причина (повышение ставки или более жёсткое толкование налогового закона) неважна. Важна чистая прибыль, которая уменьшится. «Гуманный» образ действий мытарей каким законом закрепить, когда и просьба президента Медведева «не кошмарить» не особо помогла?
Итак, через мораторий правительство управляет ожидаемой доходностью инвесторов, которая и влияет на будущий экономический рост. Понятно, в короткой заметке о многом не рассказать - но принцип именно таков. А стало быть, и новости о моратории на налоги для предприятий можно искренне порадоваться всем, а не только предпринимателям.