Зачем коровам слушать музыку, можно ли вырастить бычка без гормонов и антибиотиков, и почему из килограмма мяса должен получаться килограмм колбасы, «Газета.Ru» выясняла в крупном агропромышленном комплексе в Ярославской области.
Зачем вообще нужна такая еда?За последние месяцы тема импортозамещения во всех сферах, а особенно в части продовольствия, стала невероятно популярной, однако заниматься в России сельским хозяйством от этого легче не стало. Этому виду бизнеса по-прежнему присущи тяжелый труд и долгая окупаемость вложений. В отрасль не идут инвесторы, желающие быстро получить прибыль. Для создания производства требуется долгоиграющая идея. Для одной из компаний в Ярославской области, где побывала корреспондент «Газеты.Ru», такой идеей стало производство еды, позиционируемой как органическая, что подразумевает отрицание использования вредных добавок — гормонов, антибиотиков на всех стадиях производства.
Общая площадь угодий холдинга «АгриВолги», расположенного около Углича, в 240 км от Москвы, – 47,5 тыс гектаров. Инвестиции в проект, который стартовал в 2007 году, уже составили около 1 млрд рублей и могут вырасти еще на 200 млн рублей. Компания занимается разведением крупного и мелкого рогатого скота, поголовье которого исчисляется в тысячах, свиней, заготовкой кормов для животных, производством различных молочных и мясных продуктов, изготовлением полуфабрикатов, а также выращиванием овощей. В перспективе – развитие птицеводства и свои яблочные сады.
На тысячах гектаров расположены пашни и пастбища, площади для выращивания овощей и мясомолочная промышленность, которые используются в соответствии с принципами так называемого органического производства. Правда, термин «органическое» в российском законодательстве толком не прописан, и применяют его зачастую ко всему подряд. Как объясняют сотрудники компании, там пытаются избежать негативного влияния на природу, создать для животных максимально комфортные условия, а для людей – безопасную натуральную пищу. По словам президента предприятия Андрея Молева, такой масштабный проект был запущен чтобы получать продукты, качество которых контролируется на каждом этапе производства.
— Смотришь вокруг и понимаешь: никто не знает наверняка, что он ест. Пробуешь вникнуть, почитать, поговорить с технологами – и на самом деле становится страшно. О том, что происходит на рынке, все говорят открыто.
Технологи на выставках рассказывают, что в основном заказывается оборудование с прицелом на то, чтобы, например, из 50 килограммов мяса сделать 100 килограммов колбасы. И это считается нормальным подходом!
— И о том, что в колбасе почти нет мяса, совсем не стесняются говорить?
— А вы посмотрите на изобилие представленных и химических добавок, и стабилизаторов, и усилителей вкуса. Рынок принял это и работает в подобных условиях, не задумываясь о последствиях.
Когда я делаю заказ на оборудование и говорю, что хочу из килограмма мяса получать почти килограмм колбасы, то на меня очень косо смотрят. Нам говорят, что мы как-то не так строим наш бизнес.
Обычные же производители могут, например, добавить больше водички в мясо, стабилизатор, закрепитель или какой-нибудь белок в фарш, чтобы колбасы на выходе получилось больше. И это не учитывая другие «особенности» индустриального производства: применение при выращивании животных разных гормонов, стимуляторов роста, когда молодым бычкам прокалывают полный курс антибиотиков. Все это, конечно, облегчает производственный процесс, но ведь потом такой продукт идет на стол. Люди это едят.
Фотография: Серж Головач