Кирилл Викторович, расскажите, в чем основная проблема предстоящей реформы?
- На самом деле сейчас основная проблема – бесконтрольность регионов. Все указания из Москвы даются только в форме рекомендаций, то есть обязательными к исполнению не являются. Поэтому сейчас вся история, связанная с реформированием, сводится к одному: сокращение рабочих мест, то бишь – сокращение расходов, прежде всего, региональных. Думают, как сэкономить – раз, и два – как решить вопрос с высвобождаемым имуществом. Поэтому первый вопрос, который мы ставим – это возвращение к вертикали, а также отчетности и ответственности должностных лиц в управлении здравоохранения..
- Сейчас многие предполагают, что многие чиновники собираются воспользоваться реформой чтобы пополнить свои карманы, например, реализовав помещения, ко 2000 торые останутся после расформирования больниц и поликлиник. Насколько это предположение справедливо?
- Да, буквально вчера эта тема обсуждалась на встрече с главой минздрава Вероникой Скворцовой. Министр сказала, что по большому счету данное имущество по федеральному закону не может ни продаваться, ни сдаваться, ни использоваться по иному назначению, кроме как социальное в сфере здравоохранения. Мы же видим совершенно другую проблему.
- Какими еще проблемами рискует обернуться грядущая реформа?
- Вообще, вся идеология реформы построена с целью улучшить существующую систему. Но вот как ее извращают – это уже другой вопрос. На сегодняшний момент региональные власти по большей части думают, как сократить расходы. Для этого увольняют врачей, не задумываясь о том, куда они пойдут, и что с ними будет. Врачи узнают о своем увольнении в лучшем случае за месяц, а реально - недели за две - за три. Кроме того, во многих клиниках, которые сейчас собираются закрывать, недавно было закуплено оборудование. Вопрос: зачем нужно было тратить деньги, и что теперь будет с этой техникой.
- Какие выходы Вы видите для того, чтобы реально улучшить ситуацию в системе здравоохранения?
- Прежде всего, это государственно-частное партнерство. Мое личное мнение и также многих специалистов – это правильно. Потому, что у нас уже есть частные клиники, которые работают с ОМС. Вот конкретный пример: поликлиники в Санкт- Петербурге фактически все частные. Если мы будем развивать это – будет хорошо. У нас несколько серьезных компаний увеличивают базу для койко-мест, и в виде обременения можно говорить о том, что необходимо просто его развивать.
Благодаря государственно-частному партнерству в частных клиниках бесплатно будут доступны те же услуги, что и в государственных. Но в отличие от госклиник, где необходимого высокотехнологичного исследования приходится ждать больше месяца, здесь все можно будет сделать гораздо быстрей.
- Вернемся к разговору о реформе. Сейчас люди, недовольные проведением реформы, выходят на пикеты и пишут петиции. Реагируют ли на них чиновники от здравоохранения?
- Реагируют. На сегодняшний момент достигнута договоренность, что в ближайшие 2-3 недели мы готовим обращение к президенту, в котором излагаем все проблемы, что может принести реформа. Там, в частности, будут и соображения по закупке лекарств, а исходя из этого в сложившейся ситуации, до момента пока все спорные моменты не будут проработаны, мы предлагаем ввести мораторий на закрытие больниц и увольнение врачей.
Обозреватель Noteru.comМария Смолина