На этой неделе законодателям предложили пополнить Уголовный кодекс отдельной статьей За нападение на сотрудников скорой помощи и МЧС. Следует отметить, что ранее ни в дореволюционной, ни в советской уголовной практике в наличии в уголовном законодательстве 5576 отдельной статьи за нападение на врачей или спасателей, совершенные при исполнении ими служебных обязанностей необходимости не было. Конечно, подобные факты имели место быть и ранее, но как единичные и из ряда вон выходящие случаи. Во времена СССР и даже в лихие 90-е отношение к медицинским работникам и сотрудникам пожарно-спасательных служб, у общества было гораздо более уважительным.
Следует отметить, что необходимость защиты сотрудников оперативных служб и медицинских работников назревала давно, так как в последние годы ситуация с обеспечением безопасности врачей и пожарных стала поистине вопиющей. Сводки с места ликвидации чрезвычайных ситуаций порой и в самом деле напоминают криминальную хронику. Для понимания масштабов проблемы стоит привести всего лишь несколько примеров, произошедших за последние годы, которые были освещены средствами массовой информации.
Летом 2007 года возник пожар в одном из жилых домов города Усть-Абакан. Ситуация была весьма непростой, поскольку огнем оказалось отрезано 11 человек, а пламя быстро распространялось по внутренним помещениям здания. Однако, прибывшему по вызову дежурному караулу ближайшей пожарной части, вместо того, чтобы приступить к спасению людей и локализации пожара - пришлось выяснять отношения с компанией подростков, которым очень захотелось посидеть внутри пожарного автомобиля. На просьбы пожарных не мешать тушению огня, они отреагировали весьма своеобразно - собрав компанию в количестве семи человек - набросились с кулаками на пожарных и командира отделения, осуществлявшего руководство тушением пожара. К счастью, пожарные смогли выполнить поставленную задачу, потушили пожар и спасли всех, кто находился в охваченном огнем здании. Однако, телесные повреждения в ходе нападения получили командир отделения и двое пожарных.
В 2012 году еще более вопиющая ситуация произошла в Самарской области. На одной из улиц в селе Кротовка Кинель-Черкасского района области загорелись хозяйственные постройки в частном домовладении. Пожарные прибыли оперативно, развернули технику для тушения пожара, но как оказалось, у владелицы построек были свои соображения насчет того, как сотрудники МЧС должны применять тактические приемы пожаротушения. Успокоить разъяренную даму пытался начальник отряда противопожарной службы, который по идее на пожаре должен заниматься руководством его тушением, а не разъяснениями почему и как пожарные проводят аварийно-спасательные работы. Но и это не помогло, дело дошло до драки с применением арматуры и травматического оружия со стороны родственников погорелицы. В итоге, травмы получили и пожарные и случайные прохожие.
Недавняя громкая выходка в отношении сотрудников экстренных служб, которую сотворила компания молодых людей в Новой Москве, окончательно переполнила чашу терпения пожарных, врачей и законодателей. 21 сентября этого года, поздним вечером на Боровском шоссе произошло дорожно-транспортное происшествие, в котором участвовали большегрузная фура и две легковые автомашины. В результате в одной из легковушек оказались зажатыми в салоне люди. Ситуация осложнялась тем, что произошел пролив топлива, что могло в любую секунду привести к пожару и взрыву. Несмотря на то, что и медики и пожарные прибыли к месту ДТП очень оперативно, приступить к спасению пострадавших сразу у них не получилось - едва специалисты приступили к извлечению зажатых в салоне людей, как к ним подошли участники ДТП из другой машины и стали активно мешать оказанию помощи. Получив отпор, по телефону они вызвали друзей: через некоторое время на обочине остановилась машина, откуда вышла группа мужчин, открыла по спасателям стрельбу из травматического оружия и пустила в ход кулаки. В результате беспорядочного обстрела и драки телесные повреждения получили несколько борцов с огнем и спасателей. С ножевыми ранениями в больницу доставлен командир отделения противопожарной службы МЧС. А вот положение работника скорой медицинской помощи, в которого попали 3 пули из травматики, врачи оценили как критическое. У двоих других сотрудников служб были зафиксированы синяки и ссадины, помощь им оказали на месте. В нападении участвовали, по разным данным, от 10 до 30 человек. Мотивы их агрессии сейчас устанавливает следствие.
Еще хуже дело обстоит с безопасностью деятельности врачей и фельдшеров службы скорой медицинской помощи. Медицинским работникам приходится значительно чаще выезжать на вызовы, чем пожарным и спасателям, поэтому и с агрессией со стороны пациентов и с мешающими их работе хулиганами - они сталкиваются практически ежедневно. Только в одном Санкт-Петербурге в 2012 году более 50 медицинских работников подверглись нападениям, причем 40 из них понадобилась профессиональная помощь коллег из травмпунктов и больниц города.
В большинстве случаев нападения, совершенные на сотрудников противопожарных служб и скорой помощи при выполнении ими профессионального долга ничем не мотивированы, кроме как хулиганских побуждений, зачастую усугубленных состоянием алкогольного опьянения нападавших. Причем достоянием СМИ становятся зачастую только наиболее вопиющие случаи, как тот, который произошел в сентябре этого года. На практике такое происходит намного чаще, но пожарные и медики к этому уже настолько привыкли, что если дело закончилось одними синяками и оскорблениями - предпочитают не выносить эти факты за пределы фасадов пожарных частей и подстанций скорой помощи, относясь к ним, как к одним из издержек работы.
Отношение к медикам и спасателям в обществе стало в самом деле вопиющим. Если раньше белый халат или защитная одежда пожарных и спасателей являлись хоть каким-то останавливающим фактором для хулиганов, то сейчас год от года ситуация только ухудшается. Транспортные средства экстренных служб порой не пропускают на дороге, что иногда заканчивается провокациями ДТП и дорожными конфликтами, их оскорбляют при исполнении должностных обязанностей, на них пытаются оказать физическое воздействие, а в последние годы к этому прибавилась и реальная угроза получить травмы от холодного, травматического или огнестрельного оружия, которое хулиганы используют при нападении. Стоит заметить, что ничего подобного ни в Европе, ни в США не наблюдается. Там наоборот, граждане стараются всячески помочь, или уж как минимум не мешать сотрудникам экстренных служб, когда они выполняют свои обязанности.
В России же дело дошло до того, что несколько лет назад, после очередной серии нападений на работников службы скорой медицинской помощи, стали всерьез рассматривать вопрос их вооружения средствами самообороны - электрошокерами и газовыми баллончиками. Однако, вооруженный такими средствами защиты врач, пожарный или спасатель - в цивилизованной стране - это дикость, поскольку пожарные и тем более медики при исполнении своих обязанностей в мирное время по идее не должны носить любое оружие. И тем более, выглядит нелепой ситуация, когда вместо того, чтобы спасать жизни пациентов или пострадавших в чрезвычайной ситуации - пожарный или медик должны были бы защищать свою собственную жизнь и здоровье при помощи средств самообороны. Собственно они вообще, в принципе не должны выполнять функции, которые возложены на полицию, хотя бы объективным причинам - поскольку когда счет при спасении жизни людей идет на минуты и секунды, явно не до того, чтобы кроме выполнения своих прямых обязанностей, еще и заниматься вопросами нейтрализации преступников и правонарушителей. Это поняли и инициаторы такой идеи, от которой впоследствии отказались, несмотря на то, что сама проблема защищенности врачей и пожарных никуда не делась.
Однако, в России имеется практика, когда ужесточение наказания за хулиганские действия, совершенные в определенных условиях, приводила к тому, что статистика таких противоправных поступков резко снижалась. В качестве примера, тут стоит упомянуть, что еще совсем недавно фиксировались многочисленные случаи хулиганских выходок на борту самолетов, когда членов экипажей воздушных судов, также всерьез хотели обучать приемам самообороны и вооружать средствами защиты. После того, как летом этого года Государственная Дума приняла закон, разрешающий авиакомпаниям вносить авиадебоширов в стоп-листы и стала всерьез рассматривать законопроекты, предусматривающие введение уголовной ответственности за неадекватное поведение на борту самолета - статистика происшествий такого рода - стала резко снижаться. А для пресечения подобных инцидентов появилась четкая правовая основа.
Поэтому, хочется надеяться, что в случае, если Государственная Дума согласится с законодательной инициативой, предложенной членом Общественной палаты Антоном Цветковым, то и случаи нападений на пожарных, медиков и спасателей - больше не будут повторяться с незавидной регулярностью в хрониках происшествий и служебных сводках.