Исследовательская группа из Цюрихского университета использовала игровые эксперименты, чтобы доказать, что преобладающая в банковской отрасли культура ослабляет и подрывает устои честности, что означает высокую важность мер по восстановлению культуры честности. Результаты исследования были обнародованы в научном журнале Nature.
Ученых интересовали психологические факторы, стоящие за существенной потерей репутации и кризисом доверия в финансовом секторе в результате мошеннических торговых операций, скандалов вокруг уклонения от уплаты налогов и манипулирования процентными ставками и обменными курсами валют.
В исследовании были задействованы около 200 банкиров, при этом 128 из них были представителями одного крупного транснационального банка, название которого не раскрывается. Участников случайным образом разделили на две равные группы: экспериментальную и контрольную. Перед началом игрового эксперимента экспериментальной группе задавали вопросы о работе (например, о занимаемой в банке должности), а контрольной группе - о быте (например, сколько часов в неделю вы смотрите телевизор?).
В самой игре каждый участник подбрасывал монету 10 раз без постороннего наблюдения, а затем сообщал о результатах через интернет-форму. Банкирам заранее сообщали о том, какой результат броска - орел или решка - принесет им выигрыш (в размере $20).
Если бы все ответы были честными, доля выигравших в обеих группах была бы близка к 50%. В контрольной группе этот показатель составлял 51,6%, что достаточно близко. Однако в экспериментальной группе, которую психологически подготовили вопросами о банковской деятельности, доля выигрышей составила 58,2%, что свидетельствует о статистически существенной склонности к искажению результатов участниками. По оценкам экспериментаторов, ложные результаты предоставили примерно 26% испытуемых.
В среднем банкиры вели себя честно в контрольной ситуации. Когда же на первый план выходила их роль как банковских работников, существенная доля участников проявила нечестность, - заявил один из авторов эксперимента Мишель Марешаль.
Подобные игровые опыты были поставлены и в других отраслях - фармацевтике, телекоммуникациях, информационных технологиях, а также среди студентов. Ни в одном из этих случаев психологическая подготовка участников вопросами о работе или учебе не заставляла их обманывать.
Ученые из Цюриха считают, что нужен целый ряд мер по восстановлению честного поведения в банках. Например, они предлагают банкирам давать клятву, аналогичную врачебной клятве Гиппократа.





