Кредит неоптимистический

 »   » 
  • Опубликованно
  • Кредит неоптимистический

Накануне Владимир Путин на первой за несколько месяцев встрече с экономической командой, выслушав представленный главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым список вызовов, стоящих перед Россией, поручил подготовить десятилетний план действий на случай более жестких санкций и затем одобрил план «экономической либерализации», который экономисты безуспешно продвигали десять лет, сообщили источники Bloomberg. По их словам, Улюкаев говорил о неминуемости рецессии, выходящей из-под контроля инфляции, затяжном спаде курса рубля и цен на нефть. На этом фоне экономический блок не ожидал, что из двух представленных пакетов мер президент выберет курс на  «экономическую либерализацию», призванный облегчить бремя коррупции во всех областях российского бизнеса, пишет издание.

Меры, о которых Путин планирует объявить в ходе ежегодного послания Федеральному собранию 4 декабря, предполагают устранение бюрократических барьеров, из-за которых компании ежегодно тратят десятки миллиардов долларов на взятки и откаты, сообщают источники. По их словам, президент даст прямой приказ положить конец «грабительским» практикам, а несоответствие новым требованиям повлечет наказание. В подтверждение этого на сегодняшнем совещании с членами правительства Владимир Путин раскритиковал работу по снятию административных барьеров в строительстве, заметив, что не должно быть большой разницы в прохождении согласования в сфере строительства в разных регионах.

Спасает слабый рубль

Несмотря на то, что недавнее резкое повышение ключевой ставки ЦБ, по мнению ряда экспертов, создает прямые условия для роста банковских кредитных ставок, что может привести к дальнейшему снижению темпов кредитования, темпов промышленного производства и инвестиционной активности, а также негативно и для банков, поскольку из-за роста стоимости рублевой ликвидности вырастет стоимость заимствований у мегарегулятора через механизм рефинансирования, слабый рубль пока способствует росту кредитования. Согласно статистике Центробанка, банки ускорили темпы роста корпоративного кредитования в октябре благодаря ослаблению нацвалюты. Рубль в октябре потерял свыше 10% к доллару под давлением снижающихся цен на нефть, сложной геополитической обстановки, валютной политики ЦБ и действий спекулянтов. В результате корпоративный кредитный портфель банков РФ вырос на 3,8% (без учета курсовых колебаний - на 1,2%), розничный портфель увеличился на 1% (без учета курсовых колебаний - на 0,8%). В итоге рост кредитов компаниям составил за 10 месяцев текущего года 19,1% (10,9% без учета курсовых колебаний), кредитов физлицам - 12,6% (11,9%). Совокупный кредитный портфель вырос на 17,1% (11,2%).

В годовом выражении прирост корпоративных кредитов составил на 1 ноября 20,1% (11,4%), розничных кредитов - 16,6% (15,9%). Совокупный кредитный портфель банковского сектора вырос на 19,1% (12,7%).

Таким образом надежды Банка России на то, что повышение ключевой ставки, вызванное необходимостью стабилизировать инфляционные ожидания, не приведет к удорожанию долгосрочных кредитов и не повлияет на инвестиционные планы корпораций, пока оправдываются. «Мы рассчитываем, что такие меры приведут к тому, что инфляция стабилизируется быстро, поэтому повышение процентной ставки повлияет на ставки на короткие сроки и меньше повлияет на ставки на длинные сроки и, соответственно, на инвестиционные планы компаний», - поясняла первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.

В среднесрочной перспективе рынок потребительского кредитования и кредитования бизнеса ждут нелегкие времена, что связано в первую очередь с резким ухудшением экономической ситуации в стране, уверена начальник Управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова. «С целью стабилизации ситуации президент считает необходимым ограничить рост ставок по кредитам и инфляцию в России. Но, пока ничто не предвещает облегчение жизни малого и среднего бизнеса. Мелкие и средние банки – основные кредиторы небольших организаций - уходят с рынка, а добиться внимания от финансовых монстров очень сложно. Когда мы увидим положительные тенденции в развитии рынка кредитования, сейчас сказать сложно. Горизонт роста кризисных явлений может составлять от года до трех и более», - полагает она.

По всей видимости, ставки по кредитам будут расти в перспективе минимум ближайших 6 месяцев. Они уже прибавили от 0,2% до 1,5% в среднем по стране, потенциал укрепления - не меньше 1% сверху, прогнозирует старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

«Ставки по кредитам бизнесу также растут, сейчас регионы кредитуют компании в среднем под 12-19% годовых в зависимости от суммы и срока кредита, а также уровня обеспечения. Чем выше будут здесь ставки (есть потенциал роста до 0,8%), тем меньше будет спрос на такие кредитные линии, бизнес уйдет в «анабиоз» и дождется более удобных условий», - считает она.

Умерить аппетиты

Банк России 14 ноября опубликовал среднерыночные и предельные (выше среднерыночных на треть) значения полной стоимости различных видов потребительских кредитов (займов) для кредитных организаций. Показатели рассчитаны отдельно для банков, микрофинансовых организаций (МФО), кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и ломбардов. Полная стоимость кредита (ПСК) включает ставку, страховку и иные платежи, влияющие на стоимость кредита для заемщика. Так, для банков по нецелевым кредитам (в том числе для рефинансирования задолженности) ставка не может быть выше 46,8% годовых, по кредитным картам - 34,6% годовых. Ограничение ПСК ввели поправки к закону «О потребительском кредите», принятые в конце 2013 года, но абсолютных значений до сих пор не было.

Регулятор не стал выделять зарплатных клиентов из общей массы, что сильно занизило ставки, сделав сегмент кредитования клиентов «с улицы» еще менее привлекательным (большинство банков сильно урезали уровень одобрения по ним из-за ухудшения качества и невозможности компенсации просрочки за счет повышения ставок), обращают внимание аналитики Райффайзенбанка. «Ограничения касаются и небанковских организаций, занимающихся кредитованием физлиц, но они гораздо менее жесткие. В связи с этим мы полагаем, что доля МФО на рынке потребительских кредитов продолжит расти», - говорят они.

Вводимые в России с января 2015 года ограничения на предельное значение процентных ставок по розничным кредитам станут негативным фактором для банков потребкредитования в долгосрочной перспективе, хотя краткосрочное влияние на маржу, вероятно, будет ограниченным, считают в Fitch Ratings. По мере того как ограничения на процентные ставки будут становиться сдерживающим фактором, давление на уже слабую прибыльность может вынудить специализированные розничные банки изменить модель бизнеса, предупреждают в агентстве. При этом аналитики считают, что краткосрочное влияние ограничения ставок, скорее всего, будет умеренным, так как многие банки уже уменьшили выдачу дорогих кредитов после введения запретительного взвешивания по рискам на высокомаржинальные необеспеченные кредиты в 2013 году. Кроме того, новые ограничения распространяются только на кредиты, выданные с 2015 года, поэтому пройдет некоторое время, прежде чем банки ощутят давление на маржу, так как средняя доходность по кредитному портфелю будет, вероятно, изменяться медленно в условиях слабого роста и более осторожного подхода к выдаче кредитов.

«В долгосрочной перспективе банки, предоставляющие кредиты по кредитным картам, скорее всего, испытают наиболее сильное негативное влияние, так как они имеют большую долю высокомаржинальных кредитов, которые выходят за рамки максимального ограничения в 35% на полную стоимость кредита (ПСК) по новым правилам», - полагают в Fitch. Банки, деятельность которых сконцентрирована на нецелевых кредитах наличными, имеют более низкую долю высокомаржинальных кредитов, поэтому, судя по всему, в меньшей степени подвержены влиянию нового ограничения. Кредиты в торговых точках имеют более высокие максимальные ставки в 43-55% для кредитов меньше 30 тыс. рублей. Для кредитов от 30 тыс. до 100 тыс. ставки варьируются от 37% до 42%.

«Ограничения по ставкам - еще один сдерживающий фактор для специализированных розничных кредиторов в России, и некоторым может потребоваться скорректировать бизнес-модели за счет переориентации на более низкорисковых клиентов с более низкой доходностью, или же они также могут частично перенести кредитование в свои менее регулируемые кэптивные микрофинансировые организации. Сектор сталкивается с сильным давлением на качество активов, прибыльность и (в некоторых случаях) капитал в результате увеличения закредитованности клиентов, созревания кредитных портфелей, ослабления экономики и более строгого надзора регулятора, поэтому прогноз по сектору – «Негативный», - резюмирует Fitch.

Ограничений ЦБ по максимальным ставкам по кредитам - мера, вероятнее всего, вынужденная, призванная отсеять из сектора наиболее рискованные банки и снизить структурные риски банковской системы, возражает Платон Магута. «Это, безусловно, серьезно не скажется на процентных ставках, поскольку они и так слишком высоки, но в то же время позволит наказать недобросовестные банки, которые не раскрывают полную стоимость кредита заемщику до его одобрения», - говорит он.

С января каждый потенциальный заемщик сможет почувствовать на себе действие закона, предусматривающего ограничение максимальной ставки, подтверждает Светлана Повикалова. Правда корректно оценить последствия принятых шагов в 2015 году будет невозможно, так как из-за сильного экономического спада банки существенно уменьшили объемы реально выдаваемых кредитов. После прохождения самой тяжелой фазы кризиса ограничение ставки будет более заметно. Возможно, многим банкам придется закрыть некоторые кредитные продукты для наиболее рисковых сегментов населения. Станет ли рынок кредитования более дружелюбным для заемщиков – не обязательно. Положительный, платежеспособный и дисциплинированный заемщик найдет свой продукт, а проблемные категории будут искать другие варианты получения средств. Есть вероятность роста «серого» рынка кредитования», - полагает специалист Локо-банка. У банков, чья деятельность ориентирована на потребительское кредитование, ставки и без того высоки - сейчас среднерыночная ставка по «потребу» оценивается в 21%, подтверждает Анна Бодрова. «Это очень много, поэтому ограничения, вступающие в силу с 2015 года в этом отношении, сектору банков совершенно не повредят», - резюмирует она.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа