По мере развития противостояния между Россией и Западом, помимо основных фронтов этой незримой пока войны – энергетического, финансового и геополитического, напряжение по вине наших западных «партнеров» нарастает и в сфере культурного и научного обмена. Не имея возможности в реальности как-то «изолировать» Россию, что было особенно наглядно продемонстрировано в ходе так называемого «восточного поворота» российской внешней политики, запад принялся делать то, что у него издавна лучше всего получалось – подленько и по-мелкому гадить во всех возможных вопросах, начиная от виз и заканчивая угрозами ареста российских культурных ценностей за рубежом. Нарастающий скандал вокруг возможных претензий к российской выставке «Космонавты», которая должна 434d была состояться в Лондоне в рамках Года России, демонстрирует попытки Запада не дать возможности широкой общественности своих стран лучше узнать Россию и тем самым ослабить информационно-пропагандистскую хватку русофобских мейнстримных медиа.
Как отметил представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой существо проблем с выставкой заключается в том, что британская сторона, судя по всему, не желает предоставлять экспонатам иммунитет от возможных финансовых претензий со стороны неназванных «»третьих лиц». И хотя эти «третьи лица» не названы вслух, но только одна тяжба подпадает под это описание – я имею в виду претензии еврейского хасидского движения «Хабад» к российскому государству по вопросу о возврате так называемой «библиотеке Шнеерсона». Суть претензий «Хабада» к России заключается в требовании вернуть движению документы 6-го любавичского ребе, которые были конфискованы государством после революции (по декрету Совнаркома по сути национализированы), причем вывезенная Шнеерсоном другая часть библиотеки также оказалась в Москве, но уже после окончания Второй Мировой войны, в качестве вывоза трофейного репарационного имущества из Германии. У этого дела множество перипетий и долгая судебная история. Тут важно подчеркнуть лишь один момент – все угрозы российскому имуществу за рубежом базируются исключительно на постановлениях американских судов, принятых зачастую в отсутствие российских представителей.
Пикантность ситуации заключается в том, что еще с 2013 года книги из библиотеки Шнеерсона по сути переданы еврейской общине России – на базе Музея толерантности, организованном Федерацией еврейских общин России (руководят ею кстати представители того самого Хабада) действует филиал РГБ и книги коллекции переданы именно туда. Любой желающий и тем более религиозный иудей, может там с ними свободно работать и изучать (на открытии кстати присутствовал и президент Путин). Так что никаких собственно религиозных предпосылок к вопросу о судьбе коллекции не осталось – но вот российские культурные проекты за рубежом по прежнему под угрозой. Причем российские суды совершенно логично требуют вернуть в Россию отправленные еще в 1994 году в Библиотеку Конгресса 7 книг из коллекции Шнеерсона и так и не возвращенные и поныне.
Тут стоит отметить также и угрозы конфискации российских выставок икон (из музея Рублева) и постоянно возникающие проблемы с участием нашей страны в разного рода международных смотрах и конкурсах авиационной и космической техники. Под угрозой ареста также находятся и к примеру самолеты российских пилотажных групп во время их визитов на западноевропейские авиа-шоу. А ведь есть еще и совершенно политизированный вопрос о так называемом «скифском золоте».
Нидерланды, куда из Крыма еще до государственного переворота на Украине 21 февраля, отправилась коллекция скифских золотых украшений, отказываются передавать ее обратно, мотивируя это тем, что передача коллекции в Крым равносильно передаче ее России, на что та по мнению голландцев не имеет права. Коллекция скифского золота была вывезена из крымских музеев на выставку в археологический музей Алларда Пирсона в Амстердаме в начале февраля, еще до того, как Крым воссоединился с Россией. В коллекции представлены археологические находки из пяти музеев, в том числе четырех крымских, среди них и Центральный музей Тавриды. Министерство культуры Украины заявило, что экспонаты коллекции будут возвращены Киеву, так как признаны государственной собственностью Украины. Однако музей в Нидерландах, где выставлено спорное золото скифов, решил не передавать экспонаты ни Украине, ни Крыму до решения компетентного судьи или соглашения между сторонами. В конце августа выставка была официально закрыта, однако из спорных моментов между Украиной и Крымом, коллекция не может вернуться обратно в крымские музеи.
И все это несмотря на то, что по всем международным договорам и соглашениям коллекции должны возвращаться в те музеи и хранилища, откуда были вывезены. Ситуация напоминает в этой связи положение в котором мог бы оказаться гражданин, сменивший гражданство, но в отношении имущества которого прежнее страна проживания продолжает осуществлять к примеру налогообложение или требует вернуть машину, квартиру и отдать деньги на банковском счету только по причине его прежнего гражданства. Согласитесь - абсурд.
Вся эта свистопляска с российскими культурными ценностями за рубежом на самом деле демонстрирует нарастающий кризис в международном праве и кризис самой концепции международного культурного обмена. В угоду политической конъюнктуре, повинуясь политически мотивированным позициям собственных государств, западные музеи и выставочные комплексы режут сук на котором сидят. От музейных войн инициированных Западом будет страдать и его собственная гуманитарная сфера – но это не наш выбор. И если есть хоть малейшая угроза конфискации или ареста российских экспозиций – то ни в коем случае их никуда нельзя вывозить. Пусть ценители приезжают в Москву, идут в Оружейную палату, Российскую государственную библиотеку или в Третьяковку. Гораздо полезнее для мозга иностранца, тщательно промытого дистиллированной русофобской пропагандой.