С «Исламским государством» будет ничуть не проще. По оценкам главы администрации президента Курдистана Фуада Хуссейна, на территории Сирии и Ирака орудуют до 200 тысяч боевиков! В 7 раз больше, чем предполагала ЦРУ. Под контролем террористов находится по трети территории каждого государства. Общая площадь «халифата» оценивается в 250 тысяч квадратных километров. На ней проживают 12-15 миллионов человек. Политик также предполагает, что лидеру радикалов Абу Бакру аль-Багдади удалось провести мобилизацию среди местного населения, которая в отличие от трех порошенковских, прошла успешно.
Оно и не мудрено, ведь воюют головорезы ИГИЛ отнюдь не под руководством отморозков-дилетантов. Исламистам удалось рекрутировать в свои ряды десятки кадровых офицеров из армии Саддама Хуссейна – суннитов, люстрированных шиитским правительством Ирака. В их числе 72-летний заместитель казненного иракского президента, генерал Иззат Ибрагим ад-Дури. Бывшие баасисты объединены с радикалами ненавистью к новому правительству и, возможно, рассчитывают «провернуть» египетский сценарий – въехать в президентский дворец на горбу у радикалов.
Резонный вопрос: за чей счет банкет? Не может столь многочисленная группировка питаться подножным кормом. Долгое время «генеральным спонсором» суннитского шабаша считался маленький, но очень богатый Катар. По мере развития военных успехов, меценатский список пополнился Саудовской Аравией и Кувейтом. Совокупный бюджет группировки оценивается суммами от 2 до 7 миллиардов долларов США. Не каждая армия НАТО может похвастать таким. Кроме того ИГИЛ научился добывать и экспортировать нефть самостоятельно, продавая сырье Турции по демпинговой цене – 25-40 долларов за баррель. С одной стороны, не ахти как много. С другой – ни копейки налогов с этой суммы они не платят и все деньги от контрабанды поступают непосредственно в казну организации.
Оттуда же, из Турции, сплошным нескончаемым потоком идут оружие и добровольцы.
Воюют боевики, кстати, против кадровых армий Сирии и Ирака по последнему слову военной науки. Используется успешный опыт чадско-ливийской, двух чеченских и даже донбасской войн. Исламисты не пытаются превзойти регулярные части в боевой мощи, зато действуют мобильно, используя по максимуму грузовики, джипы и пикапы, приваривая к ним станковые пулеметы и противотанковые орудия. Десяток таких «чапаевских тачанок» нового поколения врываются на позиции врага, наводят там панику, вне зависимости от его численности, наносят максимальный ущерб и сматываются, куда глаза глядят. Себестоимость у этого оружия невелика. Один современный танк дороже двух десятков джипов с противотанковыми управляемыми ракетами, которые в состоянии его уничтожить. Об эффективности авиации США и НАТО против такой тактики говорить и вовсе не приходится. Один высокоточный боеприпас наносит материальный ущерб стороне 2000 , применяющей его, в разы больший чем террористам, теряющим одну старую колымагу, взамен которой через турецкую границу поступают десятки новых.
Помимо Сирии и Ирака у ИГИЛ в регионе есть еще один серьезный противник – Иран. Шиитское государство с теократической формой правления. Али Хаменеи в последнюю очередь заинтересован, чтобы шиитские святыни переходили в руки фундаменталистов и готов, по мнению ряда военных аналитиков, вступить в полноценную войну. Пока же ограничивается военными советниками и добровольцами на сирийском театре.
У России в борьбе с «Исламским государством» есть свой интерес. И весьма непраздный. В начале сентября один из лидеров группировки - рыжебородый зять Доку Умарова Умар Шишани пригрозил взорвать ситуацию на Кавказе. И помочь ему в этом должны 1500 горцев, воюющих на стороне радикалов. Чеченский лидер Рамзан Кадыров в эмоциональной форме пообещал разобраться с болтливым террористом. И, похоже, сдержал свое слово. Мировые СМИ сообщили о ликвидации эмиссара. Так что, строить иллюзии относительно дипломатических отношений между «двумя угрозами мировой стабильности», в случае победы ИГИЛ над официальным Багдадом наивно.
А действующее правительство Ирака, кстати, весьма платежеспособное, готово в больших количествах закупать российское оружие. Портфель контрактов между странами уже превышает 4 миллиарда долларов. А еще Кремль помог своим новым друзьям из Месопотамии штурмовиками Су-25 из собственных резервов. Два десятка самолетов, конечно, погоды в борьбе с такой махиной не сделали, но определенный психологический эффект оказали.
Ну а пока боевики «Исламского Государства» демонстрируют полную уверенность в своих силах, не взирая на то, что против них развязал войну Белый дом во главе с Бараком Хуссейном Обамой! Казнен уже третий американский заложник и на достигнутом боевики останавливаться не собираются. Некогда решительные США, обжегшись на Ираке и Афганистане, медлят с наземной операцией и ограничиваются символическими ударами ВВС. Режим Башара Асада – самый боеспособный оппонент ИГИЛ в регионе по-прежнему остается без поддержки, а ситуация в регионе с каждым днем становится все менее подконтрольной международному сообществу. По крайней мере, готовых рецептов ликвидации террористической организации №1 не звучит из уст даже самых эпатажных военных аналитиков, зато мрачных прогнозов - хоть отбавляй.
Обозреватель Noteru.com Сергей РУНЬКО