Странам «большой двадцатки» необходима конвенция в области реструктуризации госдолга или иной механизм защиты во избежание проблем, когда держатели небольшой части госдолга могут, как в случае с Аргентиной, дестабилизировать ситуацию на долговом рынке страны.
Как заявил журналистам министр финансов РФ Антон Cилуанов по итогам саммита G20, эта тема поднималась лидерами стран «двадцатки» в минувшие выходные в австралийском Брисбене.
Он напомнил, что в Аргентина ранее реструктурировала 93% своего госдолга на сумму $100 млрд Оставшиеся 7% госдолга скупили «фонды-стервятники», которые сейчас судятся Аргентиной в Нью-Йоркских судах и «не идут на условия реструктуризации ни при каких обстоятельствах».
Причем, отметил Силуанов, они выигрывают в этих судебных разбирательствах и по сути «ставят себя в более привилегированные условия, чем большая часть держателей долга Аргентины».
«Это, конечно, ненормальная ситуация, и G20 должна, на наш взгляд, принять решение о том, как действовать странам в таких ситуациях», — заявил глава российского Минфина.
Силуанов напомнил, что существует Парижский клуб, который регулирует ситуацию с долгами суверенов, Лондонский клуб, который регулирует ситуацию между банками и сувереном. «Но нет таких институтов, которые бы регулировали неурегулированную ситуацию между простыми инвесторами, фондами и сувереном», — отметил он.
По его словам, МВФ еще 12 лет назад говорил о необходимости установить иной порядок реструктуризации подобных долгов — например, через собрание клуба кредиторов, который бы определял общий порядок реструктуризации долга, чтобы миноритарии имели меньшее количество голосов и не могли влиять на общее решение клуба кредиторов.
«Поэтому, по логике вещей, можно было бы говорить о некой конвенции в области реструктуризации долга, к которой могли бы присоединиться большинство стран, и, соответственно, внутренние судебные решения стран, которые присоединились к конвенции, не могли бы иметь тех последствий, которые мы сейчас видим для Аргентины», — считает российский министр.
Он предположил, что в условиях, когда, скорее всего, будут повышаться процентные ставки, стоимость госдолга будет расти, и ситуации, подобные аргентинской, могут возникать и в дальнейшем.
«И нам нужно иметь инструмент, механизм, который бы не допускал случаев, когда держатели небольшой части долга могли бы дестабилизировать ситуацию на долговом рынке страны», — заявил Силуанов.
В то же время он отметил, что подготовка и подписание подобной конвенции не является единственным способом решения проблемы, «однако ее необходимо решать».
Госдолг Аргентины
В 2005 и 2010 годах Аргентина реструктурировала 93% своего госдолга, оставшегося в наследие после крупнейшего в истории дефолта 2001 года. Владельцам облигаций был предложен обмен на новые бумаги с дисконтом около 70% к первоначальной стоимости.
Однако владельцы остальных 7% долговых бумаг, представляющие в основном спекулятивные инвестиционные фонды, на списание не согласились и требуют 100-процентного погашения задолженности.





