Единственное публичное выступление Рината Ахметова за время революции состоялось самый канун Нового года – 31 декабря. Миллиардер, одетый в спортивный костюм и куртку, подъехал на «мерседесе» к активистам Евромайдана, пикетировавшим его донецкую резиденцию. «Если вы ходите, чтобы Украина была сильной – я с вами! Независимой – я с вами! Целостной – я с вами!», – утверждал он. Киевская революция отгремела, эпицентр боевых действий переместился на Восток. У Ахметова есть все шансы подтвердить свое новогоднее заявление. Почему слова расходятся с делом?
Существует несколько версий, объясняющих бездействие олигарха. Самая популярная – Ахметов использует нестабильность в Донецке для переговоров с новыми киевскими властями. Теория имеет право на жизнь, особенно, если вспомнить историю девятилетней давности. Но совершенно диссонирует с побегом главы облсовета Андрея Шишацкого из здания обладминистрации, захваченного «губаревцами». Бывшему менеджеру Ахметова удалось прорваться сквозь толпу лишь с помощью охраны, которая силой отбила его у самых активных.
Оранжевая революция и впрямь сделала Ахметову надежную прививку от опрометчивых поступков. «Кредитная история» и ставка на Януковича автоматически превратили его в одного из главных демонов режима. Имиджевые потери дополнились имущественными. Из рук уплыла «Криворожсталь», купленная на паях с зятем экс-президента Виктором Пинчуком. Длительный арест угрожал ближайшему компаньону Борису Колесникову.
Проблемы в итоге удалось решить, но встряска не прошла даром. Бывшие партнеры по «Криворожстали» избрали для себя новые ипостаси. Пинчук ударился в современное искусство, Ахметов – в футбол. Оба построили публичный бизнес по западным стандартам, рассовав по шкафам старые скелеты. К 2010-му славу бизнесмена из 90-х перекрыли спортивные достижения – за год до президентских выборов «Шахтер» выиграл Лигу Европы. Подфартило и в делах. Объединившись с Вадимом Новинским, Ахметов создал одну из крупнейших в СНГ металлургических компаний.
Воцарение Януковича вроде бы принесло свои дивиденды – энергетическая империя бизнесмена исправно пополнялась новыми государственными активами. Но с отменой политреформы и возвращением президентско-парламентской формы правления, статус давних партнеров постепенно изменился. «Семья не нуждалась уже ни в ком, и сама стала Ринатом», – делится с Hubs один из донецких бизнесменов реалиями последних лет. В парламентских выборах 2012 года Ахметов, как и другие миллиардеры старого разлива – Пинчук и Ярославский – решил не участвовать, лишившись, таким образом, депутатского иммунитета. Цена ошибки в декабре 2013-го оказалась слишком высока для открытого демарша против потерявшего ощущение реальности гаранта. Возможно, был и еще один сдерживающий фактор. В пресс-службе СКМ опровергли, но два источника – в СБУ и донецких бизнес-кругах – еще до Евромайдана рассказывали журналистам Hubs, что Янукович якобы получил миноритарный пакет во всем бизнесе Ахметова.
Революция «умножила на ноль» старых идолов, но принесла новые вызовы. Давний знакомый – Игорь Коломойский – стал губернатором Днепропетровской области. Именно там находятся ГОКи «Метинвеста», которые приносят львиную долю прибыли всей империи СКМ. Гипотетический разрыв сырьевой цепочки грозит крахом всему металлургическому бизнесу, который дает СКМ две трети выручки . В игру вступил основной игрок – Кремль, по всему Юго-Востоку запылали очаги сепаратизма. Попытка взять их под ко 2000 нтроль провалилась. Павел Губарев, неудавшийся протеже Николая Левченко, оказался джинном из бутылки, заполнившим вакуум после свержения «папы». И в некотором смысле занял место, которое должен был вернуть себе Ахметов. Силовики, деморализованные победой Майдана, тоже не спешат помогать и откровенно саботируют указания из Киева. Вся силовая вертикаль строилась под Януковича, большинство кадров по-прежнему на месте.
Решительные действия, которых ждут от Ахметова не только в Донецке, но и во всей Украине, вернут его в 90-е, перечеркнув все репутационные достижения второй половины нулевых. И не исключено – откроют дорогу в Донецк российским войскам. К тому же Донбасс идеологически разделен симпатиями к России и Украине. Выиграть борьбу за обе части не получится.
Что же делать? В СКМ, похоже, пустили события на самотек, и пытаются влиять на ситуацию разве что позитивной телекартинкой. Успешность такой стратегии сомнительна – бездействия не поймут вчерашние симпатики. Донбасс пойдет за силой, даже глупой. Вслед за прокуратурой, СБУ и офисом ИСД Сергея Таруты сепаратисты рано или поздно наведаются к СКМ, а возгласы: «Ахметов – враг народа» будут становиться все отчетливей. В таких условиях соблазн под соусом защиты Донбасса встать на сторону федерализма может показаться не таким уж абсурдным. Да и Москве не помешают влиятельные союзники, которых она, впрочем, легко проглотит, как только весы окончательно склонятся в ее пользу. Поймут ли дрейф в сторону Кремля в Европе и США? Наверняка. Но простят – вряд ли. Фамилия Ахметова легко может дополнить список украинских чиновников и бизнесменов, чьи зарубежные активы оказались под арестом.
Явного победителя, на которого можно поставить, пока не видно. Выбор у самого богатого украинца непрост – любой поступок может стать фатальным. К тому же мешает прививка 2005-го.