Политолог Георгий Чижов:
«Есть несколько версий того, что именно Россия планирует. Одна из них, которая мне кажется слишком радикальной, чтобы быть достоверной, утверждает, что речь идет о создании сухопутного коридора в Крым. Но это потребует очень масштабных действий, проникновения глубоко на территорию Украины и настоящей войны. Другая версия — Россия пытается помочь ополченцам выйти на западные границы Донецкой и Луганской областей, чтобы затем им было проще создавать собственные государственные образования по образцу Приднестровья. И третий вариант: Россия просто хочет усилить боевые действия, с которыми Украина не справится, экономически и морально, после чего начнутся дезинтеграционные процессы. Никто не думает, что российские войска собираются идти на Киев, хотя военные вынуждены учитывать и такую угрозу. Но кратчайшим путь в столицу Украины лежит не через Донбасс, а через Черниговскую область».
Военный обозреватель Александр Гольц:
&laqu 1000 o;Если кто-то хочет развязать войну, то он ее развяжет. Но непонятно, зачем это может быть нужно именно сейчас. Россия остановила наступление в августе, когда Мариуполь был у нее практически в руках. И зачем надо начинать новое наступление в ноябре, когда совершенно очевидно, что бронетехника будет ограничена в возможностях? Непонятно, что изменилось за эти месяцы в политике или в военной ситуации, что вдруг подвигло бы Кремль на подготовку нового наступления, которое будет проходить очевидным образом в неблагоприятных условиях. Но при этом нельзя исключать того, что российские власти действуют по какой-то собственной логике, которую нам познать не дано.
Зимние условия не лишают армию никаких конкретных возможностей, просто наступление будет проходить с большими потерями. Гусеничная техника будет вязнуть в грунте и двигаться медленнее, соответственно — представлять лучшую мишень для артиллерии противника. Грузовики и БМП не будут своевременно доставлять пехоту на рубежи развертывания. То есть задачи, которые можно было решить летом с меньшими потерями, но от которых тогда отказались, будут вдруг решаться сейчас. Но в России возможно все. Можно даже представить такой сценарий, что разведывательные данные, полученные в Москве, свидетельствуют о желании Украины взять реванш. И предпринимаются шаги для того, чтобы продемонстрировать силу и избежать начала новой войны».