Собственно, разрулить весь беспредел за последний год уже не представляется возможным. Во-первых, необходима политическая воля, которая отсутствует у всех игроков, замешанных в украинской головоломке. Во-вторых, информационный хаос мешает воспринимать события с позиции реализма и объективизма.
Самопровозглашённые республики ДНР и ЛНР — удобный козырь для различных геополитических стратегий. В абсолютном выигрыше тут, безусловно, остаётся Россия. Конечно, часть Донбасса — не вся «Новороссия», но «на безрыбье и рак рыба». Впрочем, следует признать и другое обстоятельство: российская политическая элита руководствуется не сколько уничтожением Украины, а защитой собственных границ. Пусть и таким циничным образом. Вот только украинцам от этого не легче.
Исходя из фактора сепаратизма, можно извлечь неприятные выводы. В течение месяца стартует второй, более кровавый, этап вооружённого противостояния в Донецкой и Луганской областях. Длится он будет несколько недель, но по своим масштабам превзойдёт более раннее полугодовое противостояние. Сотни убитых, тысячи раненых, груда уничтоженной техники, разрушенная инфраструктура — только первые последствия. Высока вероятность расширения зоны дестабилизации на соседние области, уничтожение некоторых добровольческих батальонов прокиевской направленности. У 1000 краинские войска в результате внезапной атаки сепаратистов откатятся на 30-40 км, будет сдан Мариуполь, станица Луганская, Авдеевка, Дебальцево. С другой стороны, в результате контрудара Горловка, Первомайск, Стаханов, Калиново могут оказаться под украинским флагом. Сомнительно, что сепаратисты дойдут до Волновахи, Володарского и Бердянска, просто не хватит ресурсов. Куда большую опасность может породить подпольная террористическая деятельность, если до неё докатится эхо борьбы.
Факт незаконности парламентских выборов в ДНР и ЛНР не помешает тамошним сепаратистским лидерам интерпретировать себя в роли представительства на международной арене. Увы, вероятность решения многочисленных правовых коллизий в результате политического кризиса в Украине выглядит мизерно. События в январе-феврале 2014 г. запустили череду нелегитимных событий, которые на данный момент уже мало кого интересуют. Захват админзданий и массовые беспорядки, с одной стороны, и разгон студентов в ночь на 30 ноября 2013-го, превышение полномочий силовых структур, с другой, привели к коллапсу государственной вертикали власти и распространению анархии на другие области страны. Отстранение Януковича парламентом не в соответствии с Конституцией, переход к парламентско-президентской форме правления, назначение министров, выборов президента и парламента в мае/октябре 2014 г., присоединение Крыма к РФ, референдумы в Донбассе, АРК и Севастополе, вооружённый конфликт на востоке Украины — череда незаконных решений с точки зрения украинского законодательства и международного права.
Новая военная эскалация неизбежна. Судя по концентрации сил сепаратистов на некоторых направлениях, накоплению и пополнению антиправительственных войск российскими военными, наёмниками, местными жителями, танками, ствольной и реактивной артиллерией, ситуация движется к донецко-луганскому блицкригу, когда ставка будет делаться на молниеносный стратегический удар в нескольких направлениях. Неминуем Дебальцевский котёл, но сомнительно наступление на Новоайдар и рискованна атака двух клиньев по маршрутам Старобешево-Докучаевск-Новомихайловка и Пантелеймоновка-Авдеевка-Украинск с соединением в Красногоровке. Хотя в последнем случае успешная операция 2000 откроет карты нападения на Бердянск и вся мариупольская группировка может стать предвестником повторной илловайской катастрофы. Позиции же по Счастью и Донецкому аэропорту предугадать очень сложно, даже учитывая, что они представляют собой жизненно важные экономические зоны. Заявления о возврате Славянска и Краматорска на данный момент под флаги ДНР следует воспринимать, как популистские. Максимум, куда дойдут сепаратисты на этом направлении, до Артёмовска.
Стратегия двух противоборствующих сторон проста и понятна. Проанализировав ситуацию последних дней, можно быть уверенными: украинские сепаратисты сначала проведут массированный артобстрел сил АТО с дальней и средней дистанций, после чего попытаются моментально оттеснить их к границам т.н. ДНР и ЛНР. Наверняка во многих городах уже заложены тайные взрывные устройства около военных пунктов и органов местного самоуправления. Пополнившись тысячами добровольцев из учебных центров Ростовской области, военнослужащими регулярных ВС РФ (в т.ч. элитные подразделения ВДВ, Псковской/Тульской дивизий, танковые батальонные группы, подразделения спецназа Чучковской бригады из Подмосковья и прочее, имеющие боевой опыт разведывательно-диверсионной работы в Чечне, Грузии, Абхазии, Приднестровье), антиправительственные войска нанесут ощутимый урон добровольческим батальонам Украины и будут любой ценой пробивать дорогу в Крым. Гипотеза о потенциальном вводе миротворческих сил России также остаётся открытой.
С другой стороны, прокиевская военная группировка тоже имеет свой план. Явно наступательный клин просматривается с северо-запада и юго-запада. Возможен как котёл около Донецка, так и атака с Комсомольского на Амвросиевку. Войска в районе Дебальцево могут нанести удар на Шахтёрск или глубже — на Красный Луч, где наименьшая плотность сепаратистов. Правда, в последнем случае создаётся впечатление тщательно спланированного капкана для ВСУ. Основная задача сил АТО заключается в недопущении потери контроля над Азовским морем и блокирования Мариуполя, сохранении статус-кво около Донецка, сорвать наступление на Бердянск, Славянск, Краматорск, Северодонецк и попытку прорубить сухопутный коридор в Крым.
Таким образом, следует отметить: ситуация в Донбасском регионе грозит катастрофическими последствиями. И дело даже не в крахе хрупкого перемирия. Даже после того, как враги обменяются ударами, никто из них не победит, война будет ослаблять и изматывать. Как результат, мы все получим новый экономический спад, дальнейшую деградацию населения, усложнение политического кризиса. Водоворот ненависти раскрутится сильнее. И это жестокий непреклонный факт.
Юрий Лукшиц