«Признать целесообразным прекращение ценового регулирования деятельности поставщиков услуг в аэропортах Московского авиаузла», — говорится в протоколе совещания по развитию МАУ, состоявшего под руководством Шувалова в октябре (копия документа есть в распоряжении ТАСС).
В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова подтвердили факт совещания и выданных поручений. ФСТ России готовит соответствующие документы в рамках поручения, сообщили ТАСС в службе.
В Минэкономразвития сообщили, что материалов на согласование от заинтересованных ведомств пока не поступало. В Минтрансе затруднились оперативно прокомментировать поручение, пообещав предоставить информацию позднее.
Сейчас в аэропортовой сфере государство регулирует четыре тарифа — сбор за взлет-посадку, авиационная безопасность, сборы за пользование аэровокзалом и за обслуживание пассажиров.
Дерегулирование тарифов в МАУ — Домодедово, Шереметьево и Внуково — рассматривается в связи с подготовкой концессий с операторами аэропортов.
Планируется, что операторы заключат концессионные соглашения с государством на аэродромное имущество сроком на 49 лет, а Домодедово — до 2073 года (срок действия договора аренды, заключенного в 1998-м году). Фактически аэропорты получат аэродромную инфраструктуру в долгосрочное пользование, но без фиксированной арендной платы, а за обязательства по их поддержанию и развитию.
Инвестпроекты по развитию аэродромов, как сообщал ТАСС ранее, оцениваются в сумме до 100 млрд рублей. Средства планируется привлекать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на возвратной основе по схеме до 100% от общей цены проектов.
Минтрансу, Минфину и Минэкономразвитию совместно с инициаторами проектов на том же совещании у Шувалова поручено продолжить работу по оптимизации объема инвестиций, предусмотрев «необходимость завершения основных мероприятий по развитию МАУ в первом квартале 2018 года».
Сборы за авиационную деятельность — основной источник дохода аэропортов для обеспечения доходности инвестиций ФНБ.
Например, по данным РСБУ «Международного аэропорта Шереметьево» за 2013 год, выручка от сборов, регулируемых государством, составляет почти 46,4% (почти 8,3 млрд рублей) от выручки аэропорта в целом (более 17,8 млрд рублей).
На регулируемом сборе за взлет-посадку Шереметьево выручил около 2,24 млрд рублей, на сборе за пользование аэровокзалом — почти 5,3 млрд рублей. У аэропорта Внуково от сбора за взлет-посадку сейчас зависит арендная плата за аэродром: ставка — 10% выручки, в 2013 году она составила примерно 120 млн рублей.
«Каким образом будет осуществляться регулирование, рынком или иначе, будет определено до конца года», — сообщил ТАСС источник, знакомый с ситуацией.
85