Доля Яндексана рынке интернет-поиска опустилась ниже 60%

 »   » 
  • Опубликованно
  • Доля Яндексана рынке интернет-поиска опустилась ниже 60%

В последние год-два доля российского поисковика медленно уменьшалась. При этом доля основного конкурента Яндекса - Google также медленно росла и за первую неделю ноября увеличилась до 31,7%, отмечают в Liveinternet.

Liveinternet не первый раз показывает снижение в 1-2% доли переходов с Яндекса на внешние сайты, - заявили Интерфаксу в пресс-службе Яндекса.

Изменения зачастую объясняются усилением дистрибуции на разных платформах, - отметила пресс-секретарь Яндекса Ася Мелкумова. - Как, например, влияет конкуренция браузеров: растет Chrome, где доля Яндекса ниже, чем во всех остальных браузерах, с другой стороны, потери от Chrome частично компенсируются ростом Яндекс.Браузера. В то же время усиливается конкуренция на мобильных устройствах: большинство смартфонов на Android распространяются с предустановленным Google, однако многие пользователи самостоятельно устанавливают Яндекс поиском по умолчанию - по нашей оценке, это помогает нам удерживать долю на Android в 47%. При этом наша доля на iOS продолжает расти.

Также, по словам Мелкумовой, незначительно снизить переходы с поисковой системы на внешние сайты могло расширение функционала самого поиска. Часто ответ появляется прямо в результатах поиска - и тогда переход на другой сайт или сервис Яндекса не обязателен, поскольку пользователь сразу получает решение своей задачи, - сказала она.

В компании отмечают, что колебания доли переходов с Яндекса на внешние сайты не оказывают влияния на финансовые показатели. С начала года рекламная выручка Яндекса растет быстрее темпов роста интернет-рекламы в России. По данным АКАР, за 9 месяцев 2014 года интернет-реклама выросла на 20%, в том числе контекстная реклама на 28%, а медийная реклама снизилась на 2%. За тот же период рекламная выручка Яндекса выросла на 33%, контекстная реклама на 36%, а медийная реклама увеличилась на 6%. При этом Яндекс повысил нижний порог прогноза роста выручки в 2014 году с 25-30% до 27-30%, - заявила пресс-секретарь Яндекса.

Борьба с Google

В истории Яндекса падение доли рынка ниже 60% уже отмечалось. Так, если в январе 2007 года доля компании составляла, по данным Liveinternet, 58,1%, то к марту следующего года снизилась до 53,5%. Однако затем Яндекс переломил ситуацию, и в январе 2009 года его доля выросла до 56,4%, а год спустя достигла 60%, а затем и 63%.

Однако уже в 2011 году Google занялась восстановлением позиций. Компания увеличила свой рекламный бюджет в России и стала активно его тратить, в том числе на трансляцию роликов на телевидении (продолжает это делать и в настоящее время - ИФ).

Кроме того, Google исключил из своего браузера Chrome возможность выбора поисковой системы. В результате пользователи, установившие Chrome, по умолчанию могут пользоваться только поиском Google. Что примечательно, возможность выбора поиска была недоступна в Chrome только для российских интернет-юзеров, в других странах мира такое ограничение отсутствовало.

В ответ Яндекс в 2012 году выпустил собственный Яндекс.Браузер, который интегрирован со всеми сервисами компании. Кроме того, Яндекс наладил сотрудничество с Apple, которая добавила в своем браузере Safari российский поисковик в число устанавливаемых по умолчанию.

Фактически два года ситуация на рынке интернет-поиска не менялась - незначительные колебания компании объясняли сезонными флуктуациями.

По данным Liveinternet, Google Chrome - наиболее популярный браузер у российских интернет-пользователей: его доля медленно растет и в октябре составила 26,1% (26,3% за первую неделю ноября и 24% годом ранее). Доля Яндекс.Браузера за последний год выросла на 1,1 п.п., до 7%.

Как считать пользователей

Помимо Liveinternet, российский рынок интернет-поиска оценивают и другие компании. В частности, Mail.ru, поисковик которой в настоящее время занимает 6,5% рынка против 8,6% годом ранее.

По собственной оценке Mail.ru (Рейтинг@Mail.ru), ситуация на рынке интернет-поиска выглядит несколько иначе. Доля поиска Google на российском рынке за ноябрь составила 28%, доля Яндекса - 62%, а собственно Поиска@Mail.ru - 6%.

Ранее уже отмечались значительные расхождения интернет-проектов, в том числе поисковиков, различными учетными системами. Например, LiveInternet считает уникальных посетителей сайтов по выдаваемой браузеру специальной метке (cookie). Соответственно, если браузер не принимает cookies, то в учете посетителей он не участвует. В RamblerTop100 посетители также определяются по cookies, но если браузер не принимает cookies, то посетитель тоже считается, но уже по IP-адресу.

К основным причинам несоответствия показателей в рейтинговых системах LiveInternet относит размещение счетчиков на разных наборах страниц. Также различия могут быть из-за разных систем учета - по счетчику и по анализу логов сервера. Здесь разница возникает по причине того, что не каждый запрос к серверу приходит от реального браузера - это может быть и робот поисковой системы, который счетчиковой системой не учитывается.

Ни один из способов определения посещаемости не может быть истиной в последней инстанции и даже не позволяет определить нижнюю и верхнюю границы реальной посещаемости (главным образом потому, что трудно определить, что же такое реальная посещаемость), - отмечается в материалах LiveInternet.

Расхождение в несколько процентов (с данными Liveinternet - ИФ) вызвано разными сайтами, на которых установлены счетчики, разными правилами формирования отчетов и прочими непринципиальными техническими деталями, - сказал Интерфаксу директор по информационным технологиям Mail.ru Group Алекандр Горный.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа