В воскресенье за стол переговоров в столице Омана Маскате сели Госсекретарь США Джон Керри, бывший еврокомиссар по международным делам, а ныне спецпосланник ЕС Кэтрин Эштон и министр иностранных дел ИРИ Мохаммед Джавад Зариф. Встреча проходит за неделю с небольшим до основного раунда переговоров, который начнется в Вене и на котором «шестерка» и ИРИ должны подписать окончательный вариант соглашения.
В обмен на уступки Тегеран рассчитывает на снятие международных экономических, финансовых и иных санкций. Накануне встречи в Омане заместитель Зарифа Аббас Аракчи, возглавляющий делегацию ИРИ на переговорах, заявил в столице Ирана, что у переговорщиков нет альтернативы. Сам же глава иранского МИД перед отъездом в Маскат заявил государственному информагентству Iranian Students News Agency, что «если Запад сможет поверить в мирный характер нашей цели и если он не имеет политических мотивов, то сейчас самое время выработать рамочное соглашение».
Такую же уверенность в конечном успехе не раз выражали и другие участники переговоров. И все же разногласия остаются очень серьезные и для их преодоления сторонам придется немало потрудиться в оставшиеся две недели. По словам Джона Керри, «большие разногласия» остаются между «шестеркой» и ИРИ по масштабам иранской программы обогащения урана, деталям, как и когда будут отменяться санкции, и о продолжительности мониторинга международными инспекторами иранской ядерной программы.
В своем недавнем докладе Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) утверждало, что Иран не выполняет все условия майского соглашения и в частности не делится информацией о двух ядерных объектах, в отношении которых у МАГАТЭ имеются подозрения.
О важности, с которой в Вашингтоне относятся к переговорам по ядерной программе Ирана, говорит и неожиданное письмо президента США Барака Обамы Высшему руководителю ИРИ аятолле Али Хаменеи. В нем американский лидер подчеркнул взаимный интерес обеих стран к борьбе с суннитской военизированной группировкой «Исламское государство». Обама считает, что такое сотрудничество возможно лишь в том случае, если будет достигнуто соглашение по ядерной программе.
Выражая сильную надежду на подписание окончательного соглашения, дипломаты все же понимают, что вполне может понадобиться еще одно продление переговоров.
Промежуточное соглашение, напомним, было подписано ровно год назад, осенью 2013 года и подразумевало в обмен на сворачивание ряда пунктов ядерной программы Тегераном снятие ряда западных санкций.