Среди гостей был даже министр обороны Северной Кореи. Все приехали поздравить с юбилеем Дмитрия Язова.
Чествовать последнего маршала Советского Союза начинали уже в фойе. Каждый хотел сфотографироваться с Дмитрием Тимофеевичем, сказать несколько теплых слов и преподнести подарок.
Президент Путин еще утром отправил Язову поздравительную телеграмму, а вечером лично приехал на торжества по случаю 90-летия маршала. «Мы гордимся тем, что имеем сегодня возможность быть вместе с вами. Не буду перечислять всех ваших заслуг перед Отечеством, перед Вооруженными силами. Вы до сих пор в строю. Очень надеемся, что вы и дальше будете поддерживать нас, а также молодых воинов в их служении Отечеству. Поздравляю вас, позвольте вручить вам государственную награду», — заявил Владимир Путин. Глава государства подарил юбиляру и именные часы.
Следом пришел черед уже министра обороны дарить подарки. Их Сергей Шойгу заготовил сразу три: портрет, сабля и личное дело маршала. Все эти годы оно хранилось в архивах.
«Даже когда вы возглавляли кадры Вооруженных сил СССР, у вас не было возможности почитать все, что о вас писали. Не волнуйтесь, я смотрю некоторые насторожились, мы убрали те документы, где стоят личные подписи каждого», — сказал Шойгу.
По военным документам Дмитрию Язову — 91. Чтобы в 1941 году из средней школы попасть на фронт, 17-летний Язов приписал себе год. На передовую попал в 1942, в день, когда вышел приказ №227 — «Ни шагу назад».
«На наших глазах за трусость расстреляли младшего лейтенанта Степанова. Он бросил взвод и убежал, а взвод отразил атаку немцев. Все сразу поняли, что на фронте шутки плохи, надо выполнять боевую задачу. Командир должен быть впереди на лихом коне», — рассказал Дмитрий Язов.
Впереди было командование взводом на Волховском фронте и первая медаль — «За оборону Ленинграда». Язов вспоминает: кругом — болотистая местность, тонули и люди, и техника. За годы войны он дважды был ранен: в ногу и в лицо.
Язов уверен: победить Германию и ее союзников смогли за счет духа. Такой же потребовался в 1962-м, когда Язов, уже комполка, принимает новый вызов судьбы. Сверхсекретная операция «Анадырь». С июля по октябрь 1962 года на Кубу пришло более 150 торговых судов с ядерными ракетами и бомбардировщиками, хотя на палубах стояла сельхозтехника. Но вскоре американские газеты уже публиковали снимки ракет — всего-то 90 миль от Штатов. 13 дней мир стоял на пороге уничтожения. Ракеты, которые охранял полк Язова, пришлось убрать, но и гарантии ненападения США на Кубу были получены.
«На Кубу до сих пор никто не нападает. Мы увезли свои ракеты. Американцы увезли свои из Италии и Турции. И живем почти шестьдесят лет без войны», — отметил Язов.
В 1987-м, после того, как на Красной площади приземлился легкомоторный самолет Матиаса Руста и разразился жуткий скандал, Язов неожиданно для себя становится министром обороны, кстати, первым в звании генерала армии. Через несколько дней ему присвоили звание маршала Советского Союза. Как выяснилось, последнему — наступало время, когда Советский Союз начинал трещать по швам.
Для министра обороны, искренне верившего в советские идеалы, это была катастрофа. Быть может, поэтому маршал в августе 1991-го примкнул к пучистам. Поддержал ГКЧП и ввел в столицу танки. Провал закончился арестом и обвинением в измене Родине, хотя именно Язов, ни с кем не советуясь, приказал вывести из Москвы войска. Позже он скажет: «Я по своим не стреляю».
«То, что сейчас происходит на Украине, совершенно непонятно: как свои могут бить своих, как свои могут стрелять по зданиям, по школам?! Или ненависть какая-то, или что-то еще движет людьми. В войну мы знали, где враг, а где свои», — признался Дмитрий Язов.
На погонах Язова — герб давно несуществующего государства. В орденской планке — еще и высшие награды Кубы, Сирии, Монголии и некогда союзных стран Варшавского договора. Несмотря на свой почтенный возраст, Дмитрий Тимофеевич сегодня — ведущий аналитик Службы генеральных инспекторов Министерства обороны. В самые тяжелые минуты жизни его всегда выручала поэзия. «Евгений Онегин» Пушкина знает наизусть. Любит Лермонтова, Маяковского, Есенина. В свободное время и сам нередко пишет стихи.
85




