Помощник президента РФ Юрий Ушаков вчера внес окончательную ясность в вопрос об отношении Кремля к состоявшимся 2 ноября выборам в Донбассе. Россия, как следует из его заявления, выбор граждан самопровозглашенных ДНР и ЛНР «уважает», но это не значит, что она официально «признает» итоги голосования.
Опрошенные «Ъ» эксперты объясняют этот терминологический выбор нежеланием Москвы давать лидерам этих республик напрасные надежды, окончательно рвать с Киевом и подставляться под новые западные санкции. Источник «Ъ» в структурах ЕС, однако, подчеркнул, что «Брюсселю важны не только заявления властей РФ, но и дела, а они вызывают тревогу».
Кремль с уважением относится к выбору граждан Донецкой и Луганской «республик», сделанному ими 2 ноября, но «уважает» не значит «признает», заявил вчера журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков. «Официальная позиция России выражена в коротком, но емком заявлении МИДа по итогам выборов. Там используется слово “уважаем”»,- сказал он. На уточняющий же вопрос, можно ли поставить знак равенства между «уважением» и «признанием», господин Ушаков ответил: «Это разные слова. Слово “уважаем” избрано специально».
Между тем глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью каналу LifeNews 28 октября пообещал, что Россия, «конечно, признает результаты» выборов в ДНР и ЛНР. После этого на Москву обрушился вал критики со стороны западных стран: США и Евросоюз заранее объявили волеизъявление 2 ноября противоречащим сентябрьским минским мирным соглашениям, а потому нелегитимным. Они убеждали власти РФ повлиять на ополченцев, с тем чтобы те согласились провести голосование 7 декабря — как того требовал Киев, — и грозили Москве новыми санкциями в случае признания ею выборов 2 ноября.
«Семантическое различие между “уважаем” и “признаем” очень существенно,- пояснил “Ъ” председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.- Если бы Россия официально признала итоги выборов, то, по сути, признала бы и отдельную от Украины правосубъектность ДНР и ЛНР. А это бы поставило крест на минских договоренностях. Россия же не хочет, чтобы ее обвинили в том, что она их похоронила».
Термин «уважаем» в понимании господина Лукьянова означает, что Москва отныне будет считать глав ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого полноправными участниками переговорного процесса.
«С точки зрения России выборы 2 ноября являются частью минского процесса. Их итоги привели не к изменению статуса этих республик, а к появлению легитимных, наделенных народным мандатом собеседников,- говорит эксперт.- До этого эти люди были полевыми командирами. Теперь же их поддержали избиратели, а значит, Киев должен с ними разговаривать».
По словам гендиректора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, официальное признание выборов 2 ноября и, соответственно, ДНР и ЛНР как независимых субъектов международных отношений резко бы обострило отношения Москвы с Киевом и увеличило бы риски наложения США и ЕС новых санкций на Россию. «В нынешних условиях Москва на это идти не хочет, отсюда половинчатая формулировка “уважаем”,- пояснил он “Ъ”.- Власти РФ признают, что выборы 2 ноября отражают мнение граждан Донецкой и Луганской областей и что они были проведены по признанным стандартам». А не говоря «признаем» Москва, по словам господина Кортунова, посылает сигнал всем сторонам конфликта: «Киеву — что Россия все-таки рассматривает республики Донбасса как находящиеся в правовом поле Украины. Руководителям республик — чтобы они не строили неоправданных надежд на поддержку Москвой их стремления к полной независимости от Киева. Ну и Западу — что Россия не идет на обострение, а значит, вопрос о введении новых санкций должен быть снят».
На вопрос же «Ъ», почему накануне выборов Москва говорила именно о «признании», исполнительный директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов ответил, что это могла быть уловка для повышения ставок на переговорах с Киевом и Западом или же в тот момент доминировала та группа влияния на решения по Украине, которая выступает за более жесткие сценарии. «Однако отсутствие четкой линии может привести к негативным последствиям, поскольку нашим контрагентам не понятно, чего мы реально хотим,- предупреждает он.- Это шараханье может смутить и лояльных Москве людей в Донбассе, которые могут начать свою игру».
Между тем в ЕС вчера не готовы были сказать, позволит ли осторожная линия Москвы снять угрозу новых санкций. Представитель Внешнеполитической службы ЕС Имон Прендергаст напомнил «Ъ» о заявлении Евросоюза от 6 ноября, в котором говорится что «эти так называемые “выборы”, а также любое подтверждение или признание их являются нарушением буквы и духа минского протокола». Он сказал, что Брюссель «принял во внимание» реакцию Москвы на выборы в Донбассе, однако он не смог уточнить, считает ли ЕС «уважение» признаком их «подтверждения или признания».
Источник же «Ъ» в структурах ЕС сказал, что «действия Брюсселя будут зависеть от полной и скорой реализации минских договоренностей», отметив, что там «внимательно следят за быстро меняющейся ситуацией на местах». «У нас есть опасения, что дело в любом случае идет к замороженному конфликту»,- отметил он. Второй европейский дипломатический источник «Ъ» сказал, что «отсутствие официального признания — это положительный шаг, однако Брюсселю важны не только заявления властей РФ, но и дела, а они вызывают тревогу».
Вчера агентство Reuters со ссылкой на источник в НАТО сообщило, что в альянсе заметили активность российских войск и увеличение количества техники вдоль украинской границы. Кроме того, в НАТО обещали изучить данные Киева о пересечении 32 российскими танками украинской границы.
В Минобороны РФ эти данные опровергли. «Все подобные провокационные “сообщения”, направленные на дальнейшее разжигание страстей вокруг гражданского конфликта на юго-востоке Украины, имеют единственный источник,- сказал “Интерфаксу” представитель министерства.- Он не украинского происхождения, хотя и расположен сегодня в одном из административных зданий Киева».
Елена Черненко