Банкиры призывают к смягчению

 »   » 
  • Опубликованно
  • Банкиры призывают к смягчению

Введение политики количественного смягчения в России реально - ей успешно пользуются как США, так и ЕС, считает аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. «Первые движения в данном направлении мы могли увидеть уже в прошлом месяце, когда банки выступили с просьбой о расширении количества активов, которые могут быть использованы в качестве залоговых обязательств (в том числе нерыночных активов в виде кредитных портфелей физических лиц). Также в данном случае можно говорить и о возможности введения беззалогового рефинансирования, что потенциально увеличит объем кредитования внутри страны. Однако эффективность ряда мероприятий в рамках политики количественного смягчения может оказаться, к сожалению, не на должном уровне, и один из ключевых моментов - высокий уровень процентных ставок (особенно после подъема ключевой ставки с 8% до 9,5%). Фактически эффект может быть таким: кредиты станут доступнее, но спрос на них будет все равно ограничен. Поэтому, на мой взгляд, проводить политику количественного смягчения в том же формате, что в ЕС или США, в России нельзя, а механизм покупки госбумаг для снижения ставок и оживления кредитования может успешно сработать только в долгосрочной перспективе», - полагает он.

QE по-русски вполне реально, не сомневается руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев. «Речь может пойти о накачке российской финансовой системы дополнительной ликвидностью, необходимой для стимулирования развития ключевых секторов национальной экономики. Можно начать с беспроцентных кредитов банковскому сектору сроком до 5 лет. Это, конечно не тот формат, который был задействован в рамках ФРС, но, тем не менее, способно позволить достичь желаемого результата. Если посмотреть на структуру денежной базы в стране, легко можно прийти к выводу, что денежная масса в России не соответствует объемам ВВП. У нас это отношение составляет 40%, в то время как в Китае превышает 150%. Другими словами, количества денег достаточно, чтобы потребить все, что производится внутри региона», - говорит он.

Между тем аналитики АРБ подкрепляют свои предложения интересной статистикой. «Мы ориентировались не только на опыт программы QE в США, но ретроспективу расширения денежной базы в России. Так, с 2003 по 2008 год при средних темпах роста российской экономики на уровне 6% денежная база в стране была увеличена в 4,5 раза – ровно настолько, как в США с конца 2008 года. При этом у нас за последние пять лет этот показатель вырос всего на 47%», - рассказали в аналитическом департаменте АРБ.

Применение программы количественного смягчения в России может быть связано и с определенными рисками, предостерегает Артем Деев. «Среди них потенциальный рост инфляции, нежелание банков кредитовать страну на приемлемых условиях, перевод предоставленной ликвидности в доллары или возвращение ее на счета ЦБ. При любом из этих сценариев QE лишь усугубит ситуацию в стране. По этой причине прежде чем переходить к агрессивным мерам экономического стимулирования, нужно ввести четкий контроль за валютной позицией банков и обязать экспортеров продавать валютную выручку», - уверен он. Накачка российской экономики необеспеченной денежной массой, несомненно, усилит давление на курс рубля на валютном рынке, равно как и усилит инфляционные риски, подтверждает главный аналитик ООО «Управление Сбережениями» Александр Потавин. «Это можно объяснить неэффективностями российской экономики», - замечает он.

В разумности количественного смягчения, подразумевающего вливание в экономику определенного количества свеженапечатанных денег, при существующем уровне коррупции в стране сомневается специалист по экономической безопасности РАНХиГС Вениамин Вутянов. «В идеале эти средства должны оказаться у населения и предприятий и стимулировать рост потребления и производства. Однако в сегодняшних кризисных условиях население уже близко к панике и склонно больше сберегать, нежели тратить. Что касается предприятий, даже крупнейшие из них давно функционируют с точки зрения менеджмента как временщики, то есть работают в краткосрочном периоде с ориентацией на максимальную прибыль. Поэтому не сложно угадать, как они поступят с полученными средствами – вложат их в инвестпрограммы или выведут в кэш. Наивно в таких условиях рассчитывать на инвестрывок. На мой взгляд, QE могло бы сработать в любой другой стране даже в схожих экономических условиях, но не у нас», - резюмирует он.

При текущем руководстве Центробанка запуск такой программы маловероятен, полагает советник председателя совета директоров Локо-банка Константин Комиссаров. «Во-первых, он будет идти вразрез с той политикой ЦБ, которую он проводил на протяжении последних нескольких лет, которая называется инфляционным таргетированием. Во-вторых, подобные программы работали на западных развитых ранках с очень диверсифицированной структурой валютных рынков. В России, в условиях панического обвала рубля, все это приведет к тому, что банки, получив ликвидность, начнут играть против рубля дальше на деньги ЦБ. В еврозоне или США представить такую ситуацию сложно, из-за того, что спрос и предложение валют этих образований диверсифицировано. Скорее всего, ничего такого принято не будет, но вероятно, что ЦБ будет вынужден пойти на те меры, которые применялись в разгар кризиса 2008 года, то есть беззалоговое кредитование банковской системы», - считает он.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа