Станкостроителей ориентируют на рынок

 »   » 
  • Опубликованно
  • Станкостроителей ориентируют на рынок

Чтобы исправить ситуацию, государство еще в 2011 году начало стимулировать производство научно-исследовательских конструкторских работ НИОКР в станкостроении. Но ожидаемых результатов в виде новых станков эта мера господдержки почти не дала, хотя было выдано около 5, 5 млрд рублей.

«На субсидирование НИОКР государство тратит миллиарды рублей, но чаще всего эти вложения не приводили к эффекту, - рассказал «Эксперт Online» Денис Волков, генеральный директор станкостроительной компании «Группа МТЕ». – Мы видели некоторые так называемые полезные модели, созданные за счет льготных НИОКР, так вот они никому не нужны. Другой пример – карусельный фрезерный станок красноярского завода «Седин». На его НИОКР государство потратило 260 млн рублей. Столько же сам завод, а станок в итоге так и не вышел на рынок. Потому что заказчик должен быть реальным, а не виртуальным, как сейчас».

Есть показательная история того, как использовал субсидии на НИОКР станкостроительный завод  «Стерлитамак» для производства линейки станков для рыбинского двигателестроительного завода «Сатурн».

«Мы тогда сделали два станка без НИОКР, они сейчас не работают. А другие десять, которые сделали с НИОКР, успешно работают по сей день, - говорит Денис Волков. – При этом заказчик лично контролировал, на что мы тратим субсидии: какой софт у программистов, какой компьютер и прочее, проводим ли мы мехатронный анализ и прочее. В итоге 1,2 млн для каждого станка , а это 10% его стоимости, были потрачены на реальное его улучшение за счет НИОКР».

В четверг правительство утвердило новые правила предоставления субсидий на НИОКР, главное новшество которых в том, что средства будут получать те компании, которые в самом деле намерены вывести свои станки или комплектующие к ним на рынок.  Это одно из мероприятий подпрограммы  «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы «Разивитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Субсидии будут предоставляться с 2015 года ежеквартально в 2014 - 2016 годах на компенсацию не более 50% средств на НИОКР. 

«Принятое решение будет способствовать сокращению зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства, а также позволит обеспечить технологическое перевооружение организаций российского машиностроения и совершенствование применяемых ими технологий производства», - говорится в пояснительной записке.

За общими словами стоит надежда на решение важной проблемы. Хотя на эту подпрограмму запланировано всего около 500 млн рублей, ожидается, что они дадут больший эффект, чем прежние 5,5 млрд.

«Принципиальным новшеством стало то, что утвержденные правила ориентированы на коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в виде конечной инновационной станкостроительной продукции, - пояснил «Эксперт Online» Сергей Макаров, председатель совета директоров ОАО «Станкопром» (холдинг Ростеха).  - По сути, получателем бюджетных субсидий станут предприятия, реализующие комплексные проекты по организации серийных производств станкоинструментальной продукции».

Эффективность использования бюджетных инвестиций будет оцениваться именно по показателям производства вновь создаваемой продукции.

«В новых правилах введены меры финансовой ответственности организаций - получателей бюджетных субсидий за не достижение показателей по итогам реализации проектов. Это позволит сформировать пул добросовестных участников, нацеленных на конкретный результат - выпуск новых видов станкоинструментальной продукции, что внесет свой вклад в развитие отрасли в целом»,  - сообщил «Эксперт Online» директор департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпрома Алексей Михеев.

Рейтинг заявок, представленных на конкурс, определяется по критериям, учитывающим объем реализации инновационной продукции, которая будет создана с использованием новых НИОКР. Его будут оценивать как объем средств (рублей, в ценах 2014 года), вырученных исполнителем и (или) третьими лицами от реализации продукции с использованием НИОКР в период до 2020 года. Также конкурсная комиссия будет учитывать количество разработанных технологий мирового уровня, прошедших опытную обработку или переданных в производство. Важную роль для конкурсантов будут играть количество патентов и ноу-хау, которые планируется получить по итогам НИОКР. При этом основные прежние требования тоже остаются, как то наличии в штате организации не менее 50 человек квалифицированного инженерно-технического персонала. Среди важных новых – заверение «Внешэкономбанка» или других банков о готовности кредитовать или софинансировать производство станков  на основе новых НИОКР.

Есть и другое принципиальное новшество. Ранее НИОКРы в станкостроении не субсидировались государством, а напрямую софинансировались в рамках различных госпрограмм (например, создание инновационного оборудования, создание оборудования для композитных материалов и прочее).

«В результате сами НИОКр, результаты интеллектуальной деятельности, остались в собственности Минпромторга, поэтому большинство тех, кто получил деньги на это, не могут произвести станки, - пояснил «Эксперт Online» Александр Андреев, проректор по развитию МГТУ «Станкин». – Дело в том, что процесс передачи права собственности очень длительный: надо провести оценку, поставить на баланс, много чего другого. Сейчас статус программы поменяли – она теперь не федеральная целевая, а просто госпрограмма. Это создает юридическую основу для того, чтобы права собственности на результаты НИОКР оставались у предприятия-разработчика. Это же и позволит ускорить процесс производства».

Сейчас официально в отчетах значится, что в России в последние четыре года благодаря госпрограмме «Развитие станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы» было создано свыше ста образцов новых станков и высокотехнологичного твердосплавного сбора инструмента, которые полностью готовы к внедрению в серийное производство. Именно «готовые к внедрению», а не выведенные на рынок. Нынешние правила должны эту проблему исправить, но есть и другие нерешенные пока проблемы.

«Нам профинансировали по госзаказу НИОКР, чтобы мы создали два передовых фрезерных станка, мы их создали – и они стоят никому ненужные, - сообщил «Эксперт Online»  Алексей Песков, председатель совета директоров ОАО «САСТА». – Но заказчиков под этим станки нам не нашли. Своих денег на доработку и выведение на рынок не хватило. Вот ранее, году в 1996 была другая практика: мне заказали вибрационный каток и при этом сразу дали 20 заказчиков. Серийное производство намного дешевле обходится, это работало. Сейчас производить приходится наугад».

Но не все свои новые станки «поставили в музей». Например, инновационное ЗАО «ВНИТЭП» на полученные в том числе от государства средства на НИОКР произвело станки (по подпрограмме созданию инновационных станков разработки оставались в собственности разработчика) и успешно вывело их на рынок.

«Хотя мы и получили 19 млн из обещанных сорока, но все сделали и отчитались станками, а не документацией, как большинство, - пояснил «Эксперт Online» генеральный директор ЗАО «ВНИТЭП» Алексей Коруков. -   В итоге мы ввели их в серию и сейчас уже налогов заплатили больше, чем выданные средства. Вот это и есть нормальная модель господдержки: выдавать бюджетные деньги, чтобы потом окупить их сторицей за счет дополнительных налогов».

Впрочем, у Корукова были и другие истории с получением мер господдержки. На производство лазерных станков он смог получить уже всего 3 млн от Минпромторга, а основную сумму в 25 млн рублей получил от Фонда Бортника.

«У них намного проще процедура получения, но дело не только в том, что нам не дали, а дали тем, у кого разработки так и остались на бумаге. Думаю, новые правила исправят эту ситуацию, - говорит Алексей Коруков. – Проблема в другом: мы продали новых станков на 1,9 млрд рублей – и в основном в США, страны Европы, а в России продали лишь на 126 млн рублей, и все эти покупатели  - частные компании. А госкомпании почему-то на госсредства покупают импортные, которые по некоторым характеристикам хуже наших. Не зря у меня сейчас в США еще 10 станков запросили, например».  Впрочем, отчасти станкостроителям должно помочь вынужденное импортозамещение в оборонно-промышленном комплексе. Из-за введенных против России санкций странами Запада поставили задачу: с этого года оборонные предприятия, получающие бюджетные средства, должны быть оснащены отечественным оборудованием не менее чем на 10%. К 2020 году – уже на 60%.

При этом в правилах субсидирования НИОКр определены основные направления, которые войдут в подпрограмму. Приоритет будут отдавать созданию новых компьютерных систем, аддитивным технологиям (3-D-моделирование), созданию программ виртуального проектирования и прочим. Хотя темы пока не утверждены, участники рынка позитивно оценивают основные направления.

 «Компании, которые являются нашими резидентами, практически все оборудование импортируют из-за рубежа. России сейчас остро не хватает, например, оборудования для работы с композитными материалами, НИОКР на которое и необходимо в первую очередь стимулировать, - пояснил «Эксперт Online» Артемий Кызласов, генеральный директор ОАО Особая экономическая зона Титановая долина. - Композитные материалы постепенно приходят на замену во всех областях (автокомпоненты, аэростроительство). Аддитивные технологии – направление, которое развивается очень быстро. Почти все крупные авиастроители планируют к   2025-2030 годам практически полностью перевести производство самолетов на аддитивные технологии».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа