«Минобрнауки России разработало проект учета и оценки квалификации выпускников прикладного бакалавриата по направлению “Образование и педагогические науки”, который включает портфолио выпускника», — отметили в ведомстве.
Портфолио поможет работодателю более полно оценить компетенции и навыки претендентов на вакантное место учителя. «Не в виде списка курсов учебных дисциплин, а в виде возможностей выполнения определенных трудовых действий», — подчеркнули в ведомстве.
«Создавать такое портфолио планируется как в бумажном, так и в электронном варианте, тем более, что одним из показателей, которые планируется в нем учитывать, станет наличие иллюстративных материалов, в том числе фото и видео», — сказал собеседник агентства.
Важно, что учительское портфолио будет полностью практикоориентированным, то есть составляться на основе работы и различных проектов, предложенных и осуществленных в школе во время вузовского обучения.
«Диплом почти ничего не может сказать о выпускнике. Нужен принципиально другой документ, который бы адекватно отражал сформированные студентом компетенции. Документ, в котором освоенные им трудовые функции получили бы дифференцированную стороннюю оценку — например, преподавателей, где студент проходил практику. Такой модернизированной зачеткой и могло бы стать электронное портфолио», — сказал ТАСС Лев Кулаков, пресс-секретарь Московского городского психолого-педагогического университета, который в числе 30 других вузов страны разрабатывает модернизированные программы педагогов. По мнению Кулакова, с введением портфолио директор школы сможет «спокойно вздохнуть», потому что делать выбор в сторону того или иного кандидата на должность станет гораздо легче.
«Идея о создании портфолио учителей содержится в Концепции развития поддержки педагогического образования, — отметил в беседе с корр. ТАСС академик Российской академии образования, доктор педагогических наук Виктор Болотов. — В ходе ее реализации должна быть создана новая система подготовки учителей».
Одним из ключевых моментов концепции названа самостоятельная педагогическая деятельность студентов-практикантов, иначе говоря, проведение уроков, с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю.
Согласно документу, реализацию Концепции предполагается осуществить в несколько этапов. В 2014-2015 годах новые модели и программы будут отработаны в 17-25 вузах, затем в течение двух лет они будут распространены на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.
Что касается проекта по внедрению учительских портфолио, то по словам представителей Минобрнауки, в данный момент он находится на стадии обсуждения с профессиональным и экспертным сообществом.
Школьникам иметь портфолио своих внеучебных достижений будет полезно уже в 2015 году. За него и за итоговое сочинение вуз сможет добавить абитуриентам до 20 баллов.
85