КИЕВ, 31 окт — РИА Новости. Вступил в силу закон, внедряющий процедуру заочного расследования и судебного рассмотрения судами на Украине уголовных дел против экс-президента Виктора Януковича, а также других находящихся за границей лиц, которых украинские власти подозревают, в том числе, в преступлениях против нацбезопасности.
Киевские власти рассчитывают с помощью нововведений привлечь к ответственности отстраненного президента и членов его правительства, покинувших страну после зимнего госпереворота. Украинские юристы опасаются использования нового механизма для репрессий против неугодных власти лиц и нарушения права рядовых граждан на справедливый суд.
Драконовские законы по-новому
Инициатива ввода на Украине заочного правосудия не нова. Впервые попытка внедрить этот механизм была предпринята при минувшей власти в разгар Майдана, 16 января. Тогда закон о заочном правосудии был принят в пакете с другими законами, в частности, ограничивающими право граждан на мирные акции и ужесточавшими ответственность за нарушения этих предписаний.
Принятые законы вызвали всеобщее возмущение как в оппозиции, так и в обществе, они получили название «драконовских». Спустя две недели законы были отменены под давлением Майдана. По общему мнению, в тот раз закон о заочном правосудии принимался, чтобы еще раз осудить экс-премьера Юлию Тимошенко, отказывавшуюся ездить на допросы и суды.
Спустя семь месяцев в обществе уже забыли о «недемократической» инициативе власти Януковича, однако, не забыла о ней новая власть, которая приняла идею своих предшественников на вооружение и стала воплощать ее в жизнь еще в более жестком варианте.
Судить Януковича
Автором нового законопроекта о заочном правосудии выступило правительство Арсения Яценюка, проект был зарегистрирован в Раде еще в августе, на его принятие в парламенте понадобилось два месяца.
Закон был одобрен во втором чтении и в целом 7 октября только с четвертой попытки. Многие депутаты критиковали законопроект и отказывались за него голосовать. Однако, после дебатов и угроз спикера Рады Александра Турчинова обнародовать имена тех, кто не голосует, парламент все же проголосовал за документ.
Принятие закона киевские власти объясняют необходимостью привлечения к ответственности бывшего руководства страны во главе с президентом Януковичем, которые после февральского переворота были вынуждены покинуть Украину. В отношении Януковича и экс-чиновников из его правительства на Украине уже завели десятки дел, их обвиняют в расстреле демонстрации на Майдане, покушении на государственный строй Украины, а также финансовых преступлениях.
Комментируя необходимость принятия данного законопроекта глава минюста Украины, непосредственно занимавшегося разработкой документа, Павел Петренко заявил: «Этот закон позволит закончить десятки уголовных дел против бывших чиновников. По этим делам уже арестованы активы на десятки миллиардов гривен, но они не могут быть переведены в бюджет, потому что нет решения суда».
Заочное правосудие с конфискацией
Закон внес ряд изменений в уголовный и процессуальный кодексы Украины. В частности, предусматривается, что в отношении подозреваемого (обвиняемого), который скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности, если он находится за пределами Украины, будет осуществляться специальное уголовное производство при обязательном участии защитника. Лицам, в отношении которых вынесен приговор суда в рамках специального производства, будет предоставлено право на апелляцию.
Возможность осуществления специального уголовного производства будет касаться преступлений против основ национальной безопасности Украины и преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка: умышленных убийств, преступлений, связанных с террористической деятельностью и коррупционных преступлений.
Принятый закон в отличие от аналогичного закона, принятого при Януковиче, содержит дополнительную норму, которая позволяет заочно конфисковать имущество лиц, находящихся за границей за преступления против нацбезопасности. Эксперты относятся к этому нововведению с осторожностью, опасаясь, чтобы оно не стало орудием для преследований политических оппонентов.
Международная практика разрешает
Международными документами, в частности, Европейской конвенцией о международной действительности уголовных приговоров, предусмотрена возможность вынесения заочного судебного решения в уголовном производстве. Однако Украина ратифицировала эту конвенцию с оговоркой, что на ее территории не применяются и не исполняются такие решения.
В соответствии с международной практикой это значит, что после внедрения механизма заочного правосудия на Украине заочные приговоры, вынесенные ее национальными судами, не будут исполняться в странах-подписантах этих международных актов. Таким образом, пока будет оставаться в силе указанное предписание, Украина не сможет требовать от других стран выполнения санкций, заочно принятых украинскими судами.
Заочное правосудие в украинских реалиях
Заочное производство используется в судебной практике многих европейских стран, среди которых Франция, Дания, Болгария, Эстония, Литва.
Однако международные документы не предусматривают заочное уголовное производство в тяжких и особо тяжких преступлениях. В свою очередь, украинский законопроект распространяет возможность заочного рассмотрения на большое количество именно таких преступлений. По мнению экспертов, тот вариант заочного правосудия, который принят на Украине, неизбежно приведет к нарушению прав граждан на справедливый суд.
В частности, по мнению известного украинского адвоката Андрея Федура, действие заочного правосудия следовало ограничить более узким кругом преступлений и категорий лиц, к которым он может применяться. «Когда законопроект принимали, основным аргументом было то, что он позволит привлечь к ответственности высокопоставленных чиновников прошлой власти. На практике вышло по-другому, в законе указан список из около 40 преступлений, уголовные дела по которым могут теперь рассматриваться по упрощенной процедуре», — заявил Федур в комментарии РИА Новости.
По сути, отныне органы следствия и суды смогут злоупотреблять заочными процедурами, нарушая права граждан на защиту. Не исключено использование этого механизма для расправы над неугодными власти лицами, полагают эксперты.
85