В Белоруссии вновь активизировались разговоры о приватизации. Экономика республики переживает не лучшие времена, и, чтобы ее реанимировать, косметических реформ и средств, полученных от сокращения расходов на социалку, уже недостаточно. Наиболее логичный для руководства страны ход в сложившейся ситуации — начать масштабную распродажу госсобственности. Тем более, потенциальный приобретатель, Россия — так активен и напорист. Но Лукашенко, как расчетливый хозяйственник, ищет и альтернативных покупателей, чтобы распрощаться с заводами на более выгодных условиях.
Чуть больше недели назад премьер РФ и белорусский президент встречались в Минске, подписав тогда ряд совместных документов. Но Дмитрий Медведев уговаривал белорусов на этом не останавливаться. По нескольким проектам мы находимся в шаге от принятия окончательного решения и подписания, но решение, конечно, должна принять белорусская сторона, потому что это решение о приватизации, — заявил он журналистам. При этом премьер-министр добавил, что это в интересах республики, и что приватизировать часть предприятий российская сторона готова уже до конца года.
Чтобы надавить на белорусов посильнее, Медведев сказал белорусскому премьеру Михаилу Мясниковичу, что у любых инвестиционных проектов есть срок годности, намекнув, что если Белоруссия и дальше будет сомневаться в необходимости распродажи, Москва от активов, на которые претендует, просто откажется. Я считаю, что пора определяться. Мы уже довольно давно это все обсуждаем, — подчеркнул он.
До конца года мы должны хотя бы два проекта решить, и мы поддержали такую точку зрения, — вроде бы согласился со своим коллегой Мясникович. Видимо, речь идет о Минском автозаводе (предполагается сначала создать СП с КамАЗом, а потом поглотить белорусскую компанию) и химическом предприятии Гродно Азот.
Почему же Россия так торопится? Белорусский экономист Леонид Злотников полагает, что покупка предприятий в Белоруссии Москве нужна не только по экономическим, но и политическим соображениям. Получив контроль над системообразующими сегментами белорусской промышленности, Москва сможет влиять на решения, принимаемые Минском, в куда большей степени, чем сегодня. Скажем, Кремль не может не раздражать тот факт, что МАЗ совершенно спокойно продает свои машины той же украинской нацгвардии. И это только один пример — из тех, что на поверхности.
Эксперт говорит также о том, что Россия хотела бы сократить кредитные и сырьевые дотации для Белоруссии, но при этом сохранить свое влияние на нее. Злотников полагает, что Москва фактически оказалась перед выбором: или спонсировать соседа все новыми кредитами в обмен на относительную лояльность, или выдавать ему деньги, но в обмен на предприятия — тогда и возможностей для контроля строптивого союзника будет больше, и для своего бизнеса польза какая-то.
Экс-председатель Нацбанка республики Станислав Богданкевич считает, что Россия в ближайшее время сократит объем дотаций для соседа. А ведь кредит, полученный от РФ в сентябре на $1,5 млрд, уже был использован на реструктуризацию долга, и золотовалютные резервы продолжали сокращаться. За сентябрь они снизились на существенные $285 млн, а с начала года на $646 млн. На 1 октября заначка составляет всего $6 млрд — это критически мало для сохранения макроэкономической стабильности. И это при том, что в этом году объем внешних госдолгов Белоруссии и так вырос на $3 млрд.
Мы берем новые кредиты, чтобы рассчитаться со старыми — это все знают. Замкнутый круг, в котором ничего хорошего нет. Задолженности только увеличиваются. В последние годы так и живем — за счет российских дотаций, внешних траншей и за счет проедания тех государственных активов, которые продаем в ходе приватизации. И другого выхода белорусские власти, видимо не видят. Экономика слаба, — объясняет Богданкевич.
Теперь еще об одном активе, на который серьезно нацелилась Россия, — Гродно Азоте, который, в каком-то смысле, является показательным примером, почему с приватизацией в братской республике все так не просто. Белоруссия готова продать предприятие и даже презентовала его разным группам инвесторов, но покупателей все нет и нет. По мне 2000 нию белорусского экономиста Льва Марголина, государство, действительно, заинтересовано в этой сделке, чтобы и деньги в бюджет получить, и от поддержки убыточного предприятия избавиться. Вот только белорусская сторона предлагает покупателю подписать инвестиционный договор, согласно которому тот должен будет инвестировать средства в ГродноАзот вплоть до 2019 года. Брать на себя такие обязательства пока никто не хочет.
Такая же ситуация, как с гродненским предприятием, и с белорусской приватизацией в целом. Власти вроде бы готовы продавать заводы и фабрики, но с обязательным пакетом условий для каждого. Марголин говорит, что это и отпугивает инвесторов, хотя необходимость продажи чрезвычайно острая, потому что бюджету катастрофически не хватает денег. В этом году ни одной существенной приватизационной сделки осуществлено не было. Хотя правительство планировало получить от продажи госактивов немалые средства, — заключает эксперт.
Белоруссия действительно нуждается в деньгах. Согласно данным Минфина, обслуживание и погашение внешнего госдолга в 2015 году обойдется республике в $4 млрд. Белорусские власти рассчитывали в 2014-м получить от приватизации $4,5 млрд, продав 85 предприятий, но ни одной крупной сделки так и не состоялось. А ведь когда Минск брал кредит у Москвы по линии ЕврАзЭС, то обещал каждый год продавать имущества на $2,5 млрд. Но эти обязательства никто так и не выполнил.
И вот Госкомимущество Белоруссии объявило о планах в следующем году выставить на продажу 50 предприятий, включая фамильное серебро - Мозырский НПЗ и Горизонт. Видимо, в преддверии президентских выборов 2015 года совсем припекло. Ведь если Лукашенко не сможет поддерживать уровень жизни белорусов хотя бы на прежнем уровне, через год у него, возможно, будут проблемы. Нет, не с результатами, конечно, а с их легитимизацией. Поэтому 2015-й вполне имеет шансы стать годом масштабной белорусской приватизации.
Батька, впрочем, судьбе и Кремлю окончательно не покорился и сложа руки не сидит. На 1-2 декабря в Варшаве намечено проведение белорусского инвестиционного мини-форума. Он пройдет в рамках заседания двухсторонней комиссии по экономическому сотрудничеству Польши и Белоруссии. В Минэкономики Польши считают, что в торгово-экономических отношениях двух стран наметился более интенсивный период сотрудничества. И вот тут уже Москве есть над чем задуматься.





