Помимо зарплаты 93% продолжили выплачивать своим сотрудникам премии по итогам работы за год. Также практически все респонденты отметили, что продолжают предоставлять работникам пакет льгот, наиболее распространенной из которых является программа добровольного медицинского страхования. Ее своим сотрудникам предлагают 93% компаний, еще 57% организаций готовы оплатить программу добровольного медицинского страхования для членов семей своих сотрудников.
По данным EY, самые высокооплачиваемые сотрудники живут в Москве. За ней следуют: Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалин, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий автономный округ. В этих регионах разница в размере заработной платы не превышает 10% от уровня заработной платы в Москве.
Сотрудники компаний, проживающие в областях Центральной России, Южном Федеральном Округе и Поволжье, продолжают оставаться самыми низкооплачиваемыми работниками, размер оплаты труда которых меньше уровня заработной платы их коллег в Москве на 40-65%. В то же время высокие темпы экономического роста во Владимирской области, на Дальнем Востоке и в республике Татарстан обеспечили положительную динамику развития рынка труда этих регионов.
Также исследователи обращают внимание на то, что помимо роста зарплат некоторые работодатели также открывают новые вакансии и увеличивают штат. Так, 27% работодателей планируют нанять новых сотрудников, 52% не собираются изменять численность персонала.
«Несмотря на существенное изменение геополитической обстановки, оказывающее влияние на российскую экономику, рынок труда пока не успел отреагировать на эти преобразования, – говорит Екатерина Ухова, партнер EY, руководитель группы услуг в области управления эффективностью деятельности и мотивации персонала в СНГ. – Какое влияние события последних шести месяцев оказали на рынок труда, мы сможем оценить в конце 2014 – начале 2015 года».
Генеральный директор консалтинговой компании Драйвер Перемен Ариадна Денисова считает, что в настоящее время оптимизм на рынке труда идет на убыль. «В исследование были включены данные за период по июнь 2014 года и соответственно отражающие параметры бюджета заработной платы на 2014 год, - говорит она. - Бюджеты текущего года верстались еще без учета влияния санкций, значительного снижения цен на нефть и резкого снижения курса отечественной валюты. Поэтому большинство компаний закладывало в параметры бюджета увеличение заработной платы на уровень инфляции (в среднем 7-8%)». По словам Денисовой, бюджеты заработной платы на 2015 год уже не отличаются такой щедростью работодателей. При этом, успев сократиться за период 2008-2010гг, многие компании в начале этого года также не планировали существенного снижения численности персонала. Но, по данным агентства HeadHunter, опросившего в апреле около 300 работодателей, 45% опрошенных все же подтверждали планы по оптимизации штата в 2014 году. По результатам первого полугодия текущего года работодателям стало понятно, что необходима дальнейшая оптимизация штата. «Так, сокращения идут полным ходом в автомобильной и пищевой индустрии», - утверждает Денисова.
По данным исследователей НИУ ВШЭ, в сентябре 16% промышленных предприятий уже уволили часть своих сотрудников. При этом даже те работодатели, которые заморозили прием новых сотрудников, вынуждены заполнять ряд ключевых для бизнеса позиций (в том числе в связи со сменой стратегических ориентиров компании), в связи с чем, планы по приему сотрудников снижаются, но не обнуляются.