Noteru.com: Согласно сайту музея, еще 24 июля Наум Клейман в интервью осторожно высказывался по поводу перспектив работы с Солоницыной, а потом вдруг сразу появляется письмо в адрес В. Р. Мединского. Предпринимались ли какие-то еще попытки урегулировать конфликт?
П. Шведов: Попытки урегулировать нарастающий конфликт в рамках рабочего процесса предпринимались неоднократно в течение всего срока работы Ларисы Солоницыной. Предлагалось коллегиально обсуждать все проблемные точки развития музея, чтобы путем диалога и учета широкого диапазона мнений принимать наиболее корректные решения, не требующие пересмотра впоследствии. Коллектив Музея кино стал писать письма лишь от безысходности, когда понял, что новая администрация по какой-то причине решила проводить политику закрытости в принятии решений, без какого-либо предварительного обсуждения. В условиях, когда новый директор не обладает опытом в музейных вопросах, большинству коллектива Музея кино показалось крайне опрометчивым вводить подобный стиль управления.
Возможно, Лариса Солоницына и могла бы стать хорошим руководителем Музея, если бы она прислушалась к тому слаженному сообществу людей, которое и составляет суть Музея кино.
Noteru.com: Какая судьба ждет музей, если Солоницына останется на посту директора?
П. Шведов: Во-первых, придется пересматривать выставочные и иные планы на ближайшие годы. То есть наступит временный коллапс деятельности музея. Даже если новая администрация справится с невероятно сложной задачей набора нового коллектива, вхождение людей в предметную среду займет годы. Все это время предметы сначала будут несколько лет находиться в фактически законсервированном состоянии, затем станут лишь по определенным группам внедряться в выставочный и исследовательский оборот.
Так что при самом критическом развитии событий можно говорить о резкой приостановке на достаточно продолжительное время всех музейных проектов в области кино и анимации, либо о неполном их воплощении.
И, конечно, пострадает кинематографическая память. Будет резко прервана преемственность знаний о хранящихся в Музее кино экспонатах. Действующие сотрудники музея в большинстве являются создателями профильных коллекций, и без передачи их знаний новым поколениям исследователей говорить о рачительном отношении к истории кино не приходится.
Noteru.com: Есть ли надежда, что конфликт разрешится мирным путем, с учетом того, что в Министерстве культуры уже официально заявили, что довольны Солоницыной?
П. Шведов: Позиция Министерства культуры, пока выраженная репликой заместителя министра культуры Елены Миловзоровой, к сожалению, строится не на изучении вопроса и попытке понять сложившуюся ситуацию 2000 изнутри, а лишь на защите назначенного директора, без какого-либо учета мнения иных сотрудников музея. К примеру, Миловзорова ни разу не приезжала в музей и никогда не пыталась на месте помочь в разрешении конфликтных ситуаций, имевших место в последние три месяца, несмотря на то, что федеральные музеи находятся именно в ее зоне координации и ответственности.
Надеюсь, что Министерство культуры РФ как ведомство, напрямую ответственное за адекватное развитие всех федеральных учреждений культуры, найдет выход из создавшейся ситуации, которую иначе как крушением Музея кино назвать пока сложно.