Когда наша производственная база сильна, вся наша экономика сильна», – указал в своей речи Барак Обама. Для того, чтобы поддержать развитие сектора, президент озвучил меры, способные «стимулировать инновации и создать условия для того, чтобы США стал магнитом для новых рабочих мест и инвестиций. В рамках так называемой программы Advanced Manufacturing Partnership были определены принципы поддержки трех основных драйверов американского производства: инноваций, подготовки высококвалифицированных кадров и улучшения бизнес-климата.
В соответствии с предложенными мерами, власти выделят Пентагону, НАСА, компаниям сферы энергетики и сельского хозяйства 300 млн долларов на развитие производства современных материалов и новых технологий, которые признаны «критически важными для конкурентоспособности США». Одновременно власти направят 100 млн долларов департаменту по труду, которые пойдут на обучающие программы по подготовке кадров для инновационного производства. Особые меры призваны поддержать малых производителей. Департамент торговли уполномочен потратить 150 млн долларов в течение пяти лет в десяти штатах страны, чтобы помочь небольшим компаниям выйти на рынок новых технологий с инновационной продукцией.
Ситуация в сфере труда в США действительно выправляется (по крайней мере по официальной статистике). По данным, опубликованным Белым домом в начале октября, американский производственный сектор сейчас более конкурентоспособен в глобальном масштабе, чем это было еще десять лет назад. Так, подчеркивают власти, из-за высокой производительности труда, благодаря дешевой и доступной энергии и беспрецедентному доступу к инновационной конкурентоспособной базе производство в Штатах растет быстрее, чем в любой другой развитой экономике. В 2013 году 54% американских руководителей отмечали, что они активно рассматривают перенос производства из Китая в США, в результате чего в стране сейчас открываются новые заводы самыми высокими темпами более чем за 20 лет.
При этом производство предоставляет 17 млн рабочих мест, или одному из семи занятых в частном секторе экономики. Более того, заработная плата в промышленности и экспорт растут в два раза быстрее, чем это было в предыдущие десятилетия. Так, сегодня работники в секторе производства зарабатывают на 22% больше, чем в других отраслях. Но здесь остаются большие проблемы, считают эксперты. Американская промышленность последние 12-16 месяцев сталкивается с массовой недозагрузкой мощностей, говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Причина происходящего понятна: умеренный спрос на продукцию внутри страны вкупе с очень слабым внешним спросом вынуждает производителей не то что не наращивать объемы, но даже сокращать их и персонал. Стимул сектору очень нужен, но нюанс в том, каким именно он будет: подпитка деньгами тут уже не сработает, нужны стабильные госзаказы. Расширение заказов в промышленности на 5-10% даст государственному ВВП как минимум 0,5% роста.
Надо понимать, что в экономики деньги способны создавать новые деньги из-за мультипликативного эффекта. Таким образом, по оценкам начальника управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, 300 млн долларов, выделяемые государством, помогут этим фондам привлечь еще 600-900 млн от частных инвесторов. «Я полагаю, – говорит эксперт, – что главная идея администрации – социальная направленность расходов. Вложение в создание рабочих мест продуктивнее трансфертов (безвозмездных платежей)».
Занятость в промышленности США стабильно сокращалась, за 10 лет примерно на треть, следствием этого стал рост безработицы в промышленных регионах, рост преступности, запустение и прочие сопутствующие факторы. Как пример, Детройт, превратившийся из ведущего центра автомобильной промышленности в очаг кризиса. Чтобы вернуть инвестиции в промышленность, полагает Георгий Ващенко, Штатам необходимо поднять ее технологический уровень, очевидно, это и хочет сделать администрация Обамы, выделив деньги на модернизацию.
Промышленность, безусловно, является двигателем восстановления экономики Соединенных Штатов. Тем не менее, указывает глава аналитического отдела брокерской компании FBS Елизавета Белугина, рост производства в Америке пока является не слишком стабильным – хотя в сентябре промышленное производство увеличилось на 1%, в августе наблюдалась просадка на 0,2%. В самой лучшей форме находится производство потребительских и информационно-технологических товаров, тогда как производство автомобилей снижалось в течение нескольких месяцев.
Между тем, общая загрузка производственных мощностей выросла до 6-летнего максимума 79,3% – это говорит об увеличении инвестиций в основной капитал и является очень позитивным фактором. И все же загрузка по-прежнему находится ниже долгосрочного среднего 80,2%, так что есть хороший потенциал для дальнейшего роста. Кроме того, занятость в производственном секторе растет в течение 15 из 16 месяцев подряд – пожалуй, это наилучший показатель здоровья индустрии. Из позитивных драйверов промышленности эксперт также отмечает снижение цен на газ в США за счет добычи с шельфа, что стимулирует не только потребительский сектор, но и рост энергоинтенсивных производящих отраслей, например, сталелитейной промышленности и нефтепереработки.
С точки зрения Елизаветы Белугиной, американское производство в целом находится в хорошей форме – есть предпосылки для устойчивого подъема в следующем году. Главным риском для такого прогноза является ухудшение состояния мировой экономики. Слабый спрос за рубежом, в частности в еврозоне, может отрицательно сказаться на продажах американских экспортеров. Учитывая увеличение добычи нефти США, продолжительное падение цен на «черное золото» будет отрицательно сказываться на американских нефтепроизводителях, что приведет к снижению капитальных расходов в энергетическом секторе.
И все же в целом экономический рост в США на сегодняшний день является крайне неустойчивым, считает Платон Магута, управляющий активами УК «Фонд Магута». Текущая, казалось бы, положительная макроэкономическая конъюнктуры страна на самом деле является довольно ложной. Несмотря на то что темпы роста ВВП США в этом году ожидаются на уровне порядка 2.5%, факторы роста исходят не из реального сектора экономики, а финансового. В первую очередь, высокие темпы роста ВВП обеспечиваются за счет доступной ликвидности, а также роста кредитования. Однако при этом постоянно увеличивается долговая нагрузка на экономику, которая уже сейчас крайне высокая.
Надо также учитывать, что госдолг США уже превысил 100% от ВВП, и в дальнейшем эта цифра будет только расти, поскольку дефицит бюджета будет больше, чем роста экономики даже в абсолютном выражении. Кроме того, существуют риски дефляции, так как по мере сворачивания ультрамягкой монетарной политики ФРС и укрепления доллара на мировом рынке внутренние цены на продукты и услуги будут испытывать давление. На этом фоне, полагает Платон Магута, вероятность возникновения новых кредитных кризисов крайне высока. По прогнозам эксперта, темпы роста ВВП США в 2015 году могут составить порядка 2%. Главными факторами роста экономики останутся потребительская активность и инвестиции.