Голландские эксперты до сих пор рассматривают две версии.
Первая предполагает, что самолет сбили ракетой класса земля-воздух. Когда крушение только произошло, международному сообществу очень приглянулась именно такая картина развития событий. Тут же последовали выводы о том, что стреляли, разумеется, ополченцы.
Были даже предположения, что ракета была выпущена силовиками (не без согласия США, разумеется) специально, чтобы подозрение пало на добровольческую армию. Имело ли место подобное коварство, не ясно до сих пор.
Вторая версия авиакатастрофы, которую сейчас рассматривают эксперты из Нидерландов, предполагает, что ракетой стреляли не с земли, а с самолета. Она так же была озвучена в самом начале расследования. В прессе в подтверждение этого варианта была даже озвучена информация о том, что в момент катастрофы недалеко от места крушения Боинга были замечены сразу два истребителя ВВС Украины. Официального подтверждения этих сведений, разумеется, не последовало.
Делать выбор в пользу одной из версий эксперты до сих пор не спешат. Говорят, не намерены довольствоваться фактами, которые лежат на поверхности и собираются разобраться обстоятельно.
«Если вы посмотрите материалы в СМИ, то все выглядит так, будто ясно, что случилось с самолетом и кто виноват. Но если мы действительно хотим привлечь к ответственности виновных, нам нужны доказательства лучше, чем телефонный звонок, найденный в интернете, или фотографии с места катастрофы. Именно поэтому мы рассматриваем несколько сценариев катастрофы», — заявил накануне голландский прокурор Фред Вестербеке.
А вот немецкая разведка, также с большим интересом изучающая все нюансы авиакатастрофы, в своих выводах оказалась более категорична. Из доклада, который представил глава Федеральной разведывательной службы Герхард Шиндлер, явно следует, что в гибели почти трех сотен человек виноваты ополченцы.
Германия решила не мудрствовать лукаво и остановилась на версии, озвученной с самого начала: ополченцы, якобы захватили у силовиков ракету системы Бук и принялись палить, почем зря, угодив в результате в пассажирский самолет.
Тогда эту версию активно растиражировали западные СМИ. Газета Bild вышла с заголовком Путин поставляет повстанцам средства ПВО. The Wall Street journal в красках расписала ужасы, которые начали твориться в украинских селах, в окрестностях места падения самолета. Прежде насилие щадило местные села и шахтерские поселки. Но с тех пор место катастрофы обратилось в линию фронта. Несмотря на прекращение огня, о котором договорились в минувшую пятницу, спорадические бои неподалеку продолжаются. Мало кто из местных верит в намерения, стоящие за договоренностью. Некоторые считают, что договоренность - фарс, а другие - жестокая насмешка, - утверждает издание.
Что характерно, военное ведомство Украины с этой, безусловно, удобной для Киева версией, соглашаться не спешит. «В связи с указанным командование Воздушных сил Вооруженных сил Украины оф 2000 ициально заявляет, что информация о захвате зенитного ракетного комплекса БУК М1 в военной части Воздушных сил Вооруженных сил Украины не соответствует действительности», - говорится в официальном заявлении Минобороны Украины. Своих версий о причинах случившегося и виновных трагедии ведомство, правда, не озвучило.
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров уже обратил внимание на странные заявления украинских чиновников и политиков. И вообще Украина в расследовании крушения по мнению Лаврова участвует не достаточно активно. Украинские власти явно делают недостаточно, - сказал министр. - Не хотелось бы подозревать кого-то, но создается впечатление, что есть, что скрывать. Международные структуры обязаны этого не допустить. - заявил министр.
О том, что Россия недовольна ходом расследования, причем не только авиакатастрофы под Донецком, но и других нелицеприятных историй, произошедших на Украине за последние месяцы (например, истории с массовыми убийствами и захоронениями мирных граждан) заявил и представитель РФ при ООН Алексей Зайцев. Особенной реакции на эти претензии, правда, не последовало.
Итак, что же получается? За 4 месяца расследования эксперты по сути не приблизились к ответу на вопрос Кто виновен в катастрофе?. Шума и скандалов много, объективности и конкретики, напротив, острый дефицит. И судя по тому, как шло следствие по делу о крушении Боинга до сей поры, в ближайшее время правду мы вряд ли узнаем.
Обозреватель Noteru.com Мария Смолина