Напомним, ранее о решении увеличить выплату дивидендов заявили и другие крупнейшие российские компании: Лукойл, Норникель, НОВАТЭК, Уралкалий.
Так, в конце прошлой недели совет директоров Уралкалия дал рекомендации акционерам увеличить дивиденды по итогам первого полугодия 2014 года на 33,8%, до 2,96 руб. на акцию (около 0,35 долларов на одну глобальную депозитарную расписку).
Таким образом, на выплату дивидендов может быть направлено 8,69 млрд рублей. ( около 205 млн долларов).
Тогда же «Норникель» объявил, что увеличит дивиденды за 9 месяцев в 2,5 раза до 2,78 млрд долларов.
Глава компании Владимир Потанин при этом подчеркивал, что инвестиционная программа «Норникеля», на которую в компании запланировали потратить 12,5 миллиардов долларов, от этого не пострадает и будет выполнена в полном объеме.
В начале сентября руководство компании «НОВАТЭК» также рекомендовало увеличить промежуточные дивиденды на 50% (до 5,1 руб. на акцию).
Рост дивидендов – тенденция тревожная. Она означает сокращение инвестиций в бизнес и вывод денег «в кэш».
Депутаты, правда, уже приняли закон, предусматривающий повышение ставки налога на доходы физического лица, полученные в виде дивидендов с 9 до 13 процентов. В Комитете Госдумы по бюджету и налогам отмечают, что государство от повышения налога на дивиденды планирует пополнить консолидированные бюджеты субъектов в 2015 году почти на 33 миллиарда рублей, а в 2016 году - на 35,5 миллиарда рублей. При этом о повышении налога на дивиденды для юридических лиц власти пока не говорят.
«На данный момент, когда западный рынок капитала де факто закрыт, и существенно осложнились транзакции с иностранными банками, акционеры крупнейших компаний ощутили потребность в ликвидности, - говорит Димитрис Харитидис, управляющий партнер компании «Тез Тур». - Кроме того, на фоне предполагаемого ужесточения налогового законодательства и активных действий властей по деофшоризации экономики, бизнес старается максимально использовать возможность получения дивидендов в рамках действующих норм, чтобы избежать хотя бы части издержек в будущем. Последствия для бизнеса и экономики очевидны - высокие дивиденды в большинстве случаев означают снижений инвестиционной активности, что, без сомнения, является негативной тенденцией. Бизнес ищет новые драйверы роста и занял выжидательную позицию, консолидируя прибыль».
При этом директор аналитического департамента Альпари Александр Разуваев не склонен драматизировать ситуацию. По его мнению, «рост коэффициента дивидендных выплат по рынку в целом это очень отрадный факт». «Это говорит о росте качества корпоративного управления российских компаний, повышении их прозрачности и инвестиционной привлекательности. Следует также отметить, что многие российские компании стали выплачивать дивиденды раз в полгода. Фактически наши компании по отношению к своим акционерам только вышли на мировые стандарты. Это им позволяют сделать свободные денежные потоки. В тучные нулевые годы были сделаны масштабные инвестиции, и теперь можно собирать урожай кэша. Есть, конечно, и фактор санкций. Ликвидность в России сжимается, и собственники стараются максимально “окэшить” свои доли в акционерном капитале. Продавать акции сейчас невыгодно. Остаются дивиденды», - объясняет эксперт.