Вчера, в пятницу руководитель миссии ОБСЕ по мониторингу за российско-украинской границей Поль Пикар провел пресс-конференцию, сказав немало интересного. Основные моменты – в этой статье.
1. ОБСЕ ни разу не зафиксировала нарушение границы со стороны Российских Вооруженных Сил. Активность есть (в том числе и беспилотники), нарушений – нет.
2. До перемирия большой поток людей следовал из Украины в Россию, сейчас они возвращаются. Господин Пикар связывает это с тем, что в городах восстанавливают электричество и подачу воды, начинает функционировать транспорт (что можно расценивать как косвенное свидетельство бомбежек мирных городов).
3. Количество людей в военной одежде (не в форме какой-либо армии, а просто в одежде) невелико, 500-580 человек за неделю. При этом многие возвращаются. Господин Пикар предоставил отличное поле деятельности дипломатам для взаимных обвинений, сказав дословно «количество людей в военной одежде, переходящих границу туда и обратно еженедельно, приблизительно одинаково и колеблется от 500 до 580 человек». Эту фразу можно трактовать как в ключе, что количество переходящих туда и обратно одинаково, так и что количество переходящих еженедельно одинаково. В любом случае, даже если принять, что никто не возвращался, то за 20 недель конфликта туда прошло всего около 10 тысяч людей.
4. За весь период работы наблюдателей из Украины в Россию проследовало три гроба (привет футбольному клубу «Газовик»).
5.Господин Пикар заявил, что снаряды на территорию Ростовской области со стороны Украины залетали случайно. Здесь важно не слово «случайно», а сам факт признания военного преступления. Случайно это было или не случайно, но снаряды падали и миссия ОБСЕ это подтвердила. Следующий вопрос – кто за это ответит, впрочем, этот вопрос уже не к Пикару.