Вечером 23 октября в Общественной палате РФ состоялись слушания по теме «Защита прав предпринимателей на примере уголовного дела П. А. Сигала», после которых члены палаты приняли резолюцию с предложением изменить ряд норм Уголовного кодекса РФ.
Участники мероприятия сошлись во мнении о беспомощности предпринимателей находящихся под следствием, а особенно — в СИЗО. Первым пунктом резолюции, которая попала в распоряжение РБК-Татарстан, стоит необходимость конкретизации в УК РФ понятия и признаков предпринимательской деятельности с «закреплением обязанности дознавателя, следователя и суда проводить оценку деятельности подозреваемого по указанным признакам». Это связано с тем, что изначально обвинение отказывалось признать действия П. Сигала как предпринимательские.
Кроме того, резолюция предлагает запретить помещать под стражу обвиняемых в экономических преступлениях, если не доказаны факты его попытки препятствовать следствию или нарушать избранную меру пресечения. Эту норму члены общественной палаты предложили внести в Уголовно-процессуальный кодекс. «Сложившаяся практика свидетельствует о том, что содержание под стражей создает условия, когда обвиняемый вынужден ради ее смягчения, давать «нужные» следствию показания, содержащие зачастую оговор, или самооговор. «Избрание меры пресечения в виде заключения под стражу использовалось как разменная монета при торге», — заявил адвокат Павла Сигала Алексей Кирсанов. Он пояснил, что обвиняемым, проходящим по делу, угрожали заключением, если они откажутся давать показания против Сигала, а тех, кто соглашался, помещали лишь по домашний арест. «И к сожалению, такие случаи были», — сказал он.
Следующее предложение — передать все полномочия, связанные с реализацией прав обвиняемого, содержащегося под стражей, ФСИН, а не следствию. «Следователь вправе разрешить или не разрешить свидание с родственниками, позволить или не позволить выдать доверенность на право распоряжения имуществом арестованного и т.п», — говорится в документе. Последним пунктом резолюции стало предложение внести норму, о том, что нельзя возбуждать дело в отношении госимущества, если нет заявления от органа, в чьем ведении находится это имущество. Присутствовавший на слушаниях представитель Следственного комитета РФ Георгий Смирнов остался недоволен предложенной резолюцией, посчитав ее излишне радикальной.
«Вы хотите решить проблему нарыва руки путем ее ампутации», — заявил он. Он поддерживает существующие меры по отношению к обвиняемым: «Институт ареста и все институты нормальные, в настоящее время они работают». Как рассказали РБК-Татарстан в пресс-службе ОП РФ, соответствующие предложения будут окончательно сформированы и направлены законодателям до конца месяца. Какова вероятность, что они будут приняты, там спрогнозировать отказались, отметив лишь, что Госдума «обязана рассмотреть». Вице-президент «Опоры России» по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями Азат Газизов отметил, что пока к инициативам Общественной палаты парламент прислушивается редко. «Но с тех пор, как Александр Бречалов (председатель ОП РФ) заступил на пост, Общественная палата переформатируется в активный общественный орган», — считает он. «Дело Сигала прогремело, и это может быть катализатором к тому, что к нему прислушаются», — предположил А. Газизов. По его словам, «раз невиновный человек год просидел в тюрьме, то что-то должно после этого измениться».
Напомним, вице-президента ОПОРы России, совладельца ООО «Центр микрофинансирования» Павла Сигала заключили под стражу в московский СИЗО №1 19 ноября 2013 года. Он подозревался в мошенничестве в особо крупном размере с использованием средств материнского капитала. МВД России инкриминировало бизнесмену участие в афере с хищением из бюджета более 10,5 млрд руб. по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество», максимальное наказание по которой составляет 10 лет заключения. Спустя 10 месяцев из обвинений подозреваемому были исключены 7 эпизодов покушения на мошенничество в особо крупном размере, из числа потерпевших исчез Пенсионный фонд, а сумма ущерба сократилась в 10 раз — до 3 млн руб. 10 октября Сигал вышел на свободу: его действия переквалифицировали из статуса уголовного в разряд совершенных в рамках предпринимательской деятельности в собственном ООО «Центр микрофинансирования», а уголовное дело закрыли. Дина Валиуллина
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ В СЕТИПочему Германия не готова сближаться с Россией
Где действуют самые странные в мире законы
Почему игры с часами закончились
Как доехать до самой северной точки европейской части России
Аборигены Руси: народы, которые мы потеряли
Как граффити стало инструментом российского патриотизма
Как сменить управляющую компанию своего дома
Великая депрессия. Как начинался крупнейший кризис в истории США
Как в АНБ США зарабатывают на кибербезопасности
Стрелков, Бабай и Чёрный Ленин. Чем заняты самые яркие фигуры ДНР





