Первый заместитель департамента транспорта Москвы Сергей Андрейкин заявил, что вопрос о платном въезде в центр города «не закрыт», эта мера применяется в разных городах мира для решения транспортных проблем. «Мы этот опыт изучаем, — заявил господин Андрейкин. — У каждого города свои условия, причины и обстоятельства, почему они вводили платный въезд. Сейчас мы всю эту информацию анализируем, этот процесс не завершен».
Напомним, что в конце августа 2014 года международные эксперты по транспорту рекомендовали московской мэрии ввести платный въезд для борьбы с пробками. Вице-мэр Максим Ликсутов заявил, что этот вопрос будет изучен. Затем ряд СМИ написали, что решение о платном въезде в отдельные районы Москвы уже принято и мера будет вводиться в 2015-2016 годах начиная с зоны «Москва-Сити». В середине октября мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что сценарий платного въезда власти «не рассматривали» и «не обсуждали».
Тем не менее столичная мэрия все же направила делегацию из чиновников департамента транспорта в Сингапур, известный своими жесткими методами борьбы с пробками. Администрация города начала решать транспортные проблемы еще в 1970-х годах, разработав план, состоящий из определенных мер. Условно их можно поделить на две части. Первая — это контроль за передвижением транспорта с помощью обязательной установки во всех машинах специальных датчиков, а также рамок электронного контроля над городскими дорогами (так называемая система ERP). С помощью этой системы реализован платный въезд в центр: деньги списываются автоматически во время проезда под рамкой со счета водителя. Цена зависит от времени суток, улицы и вида автомобиля и может достигать 6 сингапурских долларов (около 200 руб.).
В перспективе планируется убрать рамки и контролировать движение машин через спутники, а плату взимать в зависимости от пройденного расстояния. Вторая составная часть — это жесткий контроль за автопарком. Администрация Сингапура подсчитала: существующая дорожная сеть вмещает около 600 тыс. автомобилей. Для пользования машиной нужно заплатить, в частности, за лицензию (60-70 тыс. сингапурских долларов — около 1 млн руб.), пошлину в размере 150% от цены автомобиля, налоги и платежи (страховка, дорожный налог и т. д.). Таким образом, изначальная стоимость автомобиля может увеличиться в три-пять раз после уплаты всех сборов. Ну и, наконец, в городе действуют система высоких штрафов за нарушение ПДД, балльная система фиксации нарушений и платная парковка.
Глава департамента международного сотрудничества Сингапура Эрик Ли заявил «Ъ», что город готов направить в Москву «группу экспертов», которая могла бы проконсультировать мэрию при решении транспортных проблем и реализации «пилотных проектов». По информации «Ъ», ряд сингапурских компаний уже готовы поучаствовать в российских тендерах.
Помимо системы платного въезда чиновников из мэрии Москвы заинтересовали датчики (индукционные петли), встроенные в асфальт, с помощью которых можно отслеживать количество машин на перекрестках и менять фазы работы светофоров. Господин Андрейкин не исключил, что такие устройства могут быть применены в Москве: «Об этом стоит подумать». При этом он сказал, что город не пойдет на применение жестких налоговых мер: «С нашей точки зрения, это дополнительные ограничения для жителей, думаю, по этому пути мы не пойдем». По его словам, Москва «успешно» использует некоторые способы решения транспортных проблем, уже применяемые в Сингапуре, — например, выделенные полосы и платную парковку.
Напомним, что платная парковка с 25 декабря 2014 года охватит практически всю территорию между Садовым и Третьим транспортным кольцом. «Дальнейшее расширение в принципе возможно, — заявил Сергей Андрейкин. — Мы это будем обсуждать с муниципальными депутатами. Если такие предложения будут поступать, мы пойдем навстречу жителям». Сроков расширения территории паркинга он не назвал, отметив лишь, что власти «находятся в контакте с депутатами». «Точечные предложения уже есть, — заявил господин Андрейкин. — Но детально мы это не обсуждали, в ближайшее время начнем это делать. В частности, попросим наших коллег из префектур подготовить нам конкретные адреса».
Иван Буранов