Давайте вспомним, что после февральского переворота на Украине частично легитимной российские политики называли только Раду, но ее новый, состав, видимо станет легитимным на все 100. Кремль уже фактически заявил о том, что готов признать результаты парламентских выборов. Глава администрации Путина Сергей Иванов, отвечая на вопрос, заданный по этому поводу, сказал: Признает, не беспокойтесь.
Понятно, что практически у всех остальных стран такой проблемы — признавать, не признавать — вообще не было, и, надо сказать, что внимание к этим выборам во всем мире запредельно высокое. Десант российских, немецких, американских, британских, шведских, польских, французских журналистов уже начал высаживаться в Киеве.
Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что эти выборы могут добавить Украине стабильности. В госдепе США подчеркнули, что выборы на Украине поддерживают и осудят любые попытки их сорвать. Мы высоко ценим усилия украинского правительства по обеспечению свободных, справедливых и инклюзивных (вовлекающих самый широкий круг участиников — прим. Росбалта) выборов, — отметил пресс-секретарь Госдепа США Джен Псаки.
В Киеве всю серьезность мероприятия тоже понимают. В день выборов Верховной Рады к охране общественного порядка будут привлечены 82 тыс. сотрудников органов внутренних дел. По словам главы МВД Арсена Авакова, 61 тыс. правоохранителей будут заниматься непосредственно охраной избирательной документации и самого процесса голосования, 18 тыс. милиционеров выйдут на улицы для усиленной охраны общественного порядка и 4 тыс. войдут в группы специального реагирования.
Но хотя внешне все накануне голосования выглядит довольно прилично, то сама предвыборная гонка была совсем не такой чистой, как обещали власти. Черные пиар-технологии против оппонентов стали особенно активно использоваться как раз на последней перед выборами неделе.
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко, теряющий рейтинг со второй половины лета, сделал ряд заявлений, в которых позиционировал себя как жертву олигархов, имея в виду в первую очередь губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. То на него якобы совершили покушение в Ивано-Франковске, то будто бы угрожали. Активно муссировались слухи о том, что олигархи хотят стереть его с лица земли, но распознать в этом всем обычные пиар-технологии не для кого не составило никакого труда.
Сергей Тигипко, лидер Сильной Украины, в политике давно, но его попадание в Раду под большим вопросом. Поэтому на этой неделе политтехнологи активно работали над вбросами в адрес его конкурентов — главным образом, против бывших соратников из Партии регионов, которые объединились в Оппозиционный блок. Пиарщики Тигипко сообщали о том, что ОП якобы поддерживает и финансирует сам Янукович, который мечтает вернуться в кресло украинского президента.
Кроме того, серьезным конкурентом Тигипко в юго-восточных областях Украины оказался Народный фронт премьера Арсения Яценюка. Неудивительно, что тут же появились слухи о связях Яценюка с Януковичем — о том, что его должность в качестве премьера согласована с бывшим гарантом.
Была в ходу в этом году и традиционная гречка, несмотря на то, что функционеры из МВД и прокуратуры объявили ее подкупом избирателей. Тем не менее, все было как обычно: мальчики и девочки в корпоративных костюмах разных партий красили заборы, ремонтировали дороги, убирали дворы вместо дворников. В селах раздавали продпайки: в стандартный набор входит литр подсолнечного масла, килограмм гречки, плитка шоколада, пачка сливочного масла.
Было заметно, что на этот раз никто не скупился на наружную и телевизионную рекламу. За первые недели предвыборной кампании-2014 ТВ-агитации было в 1,5 раза больше, чем на прошлых парламентских выборах, говорится в исследовании Nielsen. Эксперты обратили внимание, что в кризисном 2014 году политики потратили на рекламу намного больше, чем в стабильном 2012-м. По сравнению с 2012-м разница драматическая. За первые 18 дней старта избирательной кампании на ТВ политические партии разместили 144 часа видео на 17 телеканалах. В 2012-м за первые 20 дней политическая реклама присутствовала на девяти телеканалах, ее общая продолжительность составляла 96 часов, — говорит медиаэксперт Орест Билоскурский. И это при том, что потратиться на телерекламу позволили себе только 12 из 29 партий, участвующих в выборах.
Минута эфирного времени в прайм-тайм на украинских каналах стоит от $5 тыс. до $15 тыс. Два года назад стоимость политической рекламы была в 3-6 раз меньше, говорят эксперты. Если предположить, что партии покупают время по официальным ценам, то Народный фронт Яценюка и Турчинова, выкупивший 22% всего эфирного времени, потратил за первые 18 дней на ТВ-агитацию около $3,3 млн, Батькивщина — $2,3 млн, а Блок Петра Порошенко — $1,8 млн.
Предварительный результат всех этих усилий можно видеть в результатах многочисленных опросов. Центр София и Украинский институт социологических исследований им. Александра Яременко, например, отдает Блоку Петра Порошенко 28,3% голосов избирателей, Радикальной партии — 12,6%, Народному фронту — 10,9%, Оппозиционному блоку — 8,7%, Самопомощи — 8,5% и Батькивщине — 7,1%. Остальные в Раду могут и не попасть. Исследование проводилось с 16 по 21 октября, то есть каких-то глобальных изменений, вроде бы, ждать не стоит, хотя, надо отметить, что другие опросы приносили и другие результаты, но выглядели при этом несколько сомнительно.
Многие эксперты сходятся во мнении, что парламент, если в него войдут именно шесть этих партий, может оказаться не слишком жизнеспособным. А потому и шансов на то, что он продержится следующие пять лет, совсем немного.
Также можно отметить, что украинцы от политики явно стали уставать (чего не скажешь о самих политиках). Результаты опроса Киевского международного института социологии свидетельствуют о том, что на избирательные участки точно придут только 55% украинцев, а совершенно определенно не будут голосовать 20% избирателей.





