Французские данные особенно обескураживают, - заявил The Telegraph Говард Арчер из IHS Global Insight, отметив, что индекс менеджеров по закупкам в сфере услуг Франции падает шестой месяц подряд. Фабио Бальбони, экономист HSBC, в свою очередь, указывает, что большой новостью стало резкое повышение PMI в обрабатывающей промышленности Германии. Рост показателя в крупнейшей европейской экономике составил 51,8 пункта после 49.9 пункта в прошлом месяце. Это является, по признанию Бальбони, «облегчением для рынка».
Индекс PMI промышленности всего валютного блока вырос до 52,2 пункта в октябре по сравнению с 52 пунктами в предыдущем месяце, тогда как аналитики в среднем прогнозировали падение показателя до 51,7 пункта. Данные, считают эксперты, указывают на то, что еврозона теперь сможет избежать третьей рецессии с 2008 года, ВВП блока способен вырасти на 0,25% в третьем квартале года. Тем не менее, данные «предполагают, что еврозоне удастся избежать падения в рецессию в этом году, однако вероятность нового спада не может быть исключена», - считает Крис Уильямсон, главный экономист Markit. По его мнению, «рост экономики региона настолько вялый, что все большее число компаний вынуждены увольнять персонал и снижать цены в попытке сократить расходы и увеличить продажи за счет дисконтирования».
Так что кризис в еврозоне все еще возможен. «Но когда фразу кризис нельзя исключать произносят в отношении России – это, скорее всего, просто фигура речи. Что-то вроде грустной шутки, о том, что кризис к нам не придет, он отсюда выйдет. Но в отношении ЕС те же самые слова означают совершенно иное. А именно - констатация того факта, что усилия по оживлению экономики не дали ожидаемого эффекта, – говорит независимый аналитик Дмитрий Адамидов. – Да, в общем, и не могли дать, если рассуждать рационально».
Денежная эмиссия - важный инструмент, но панацеей никогда не была, объясняет эксперт. Но у Европы на самом деле нет возможности для маневра: это прекрасно проиллюстрировала история с антироссийскими санкциями. Так что, вероятно, в вопросе эмиссии ЕЦБ обязан согласовывать свои шаги с ФРС, а в ряде случаев - просто следовать в фарватере. США же для создания зоны свободной торговли с ЕС на выгодных условиях, заинтересованы в том, чтобы европейская экономика чувствовала себя неважно. Поэтому не исключено, что ЕЦБ будет по наущению Вашингтона и далее проводить неэффективную политику накачки экономики деньгами просто из-за невозможности действовать самостоятельно при всем видимом богатстве выбора.
Между тем, еврозона страдает от слабого роста в сочетании с очень низкой инфляцией и высокой безработицей – это очень опасная смесь, отмечает глава аналитического отдела брокерской компании FBS Елизавета Белугина. Корень проблем заключается в том, что европейские страны входят в состав валютного союза. В результате они лишены возможности использования плавающего валютного курса своих национальных валют для корректировки макроэкономических дисбалансов. Другие компенсационные механизмы – мобильность трудовых ресурсов, эластичность цен и зарплат и фискальные трансферты – не развиты в достаточной мере и не справляются с нагрузкой.
Несоблюдение бюджетной дисциплины привело к накоплению госдолга, который, несмотря на новые фискальные правила, до сих пор является тяжким бременем для многих стран еврозоны: в 2013 г. уровень задолженности достиг новых максимумов. Хотя два года назад ЕЦБ дал региону время на приведение в порядок своих финансов, ситуация мало улучшилась. Наоборот, действия ключевых игроков затрудняют процесс экономического восстановления зоны евро: Франция и Италия всячески уклоняются от проведения структурных реформ, Германия настаивает на чрезмерных мерах жесткой экономии, а сам Европейский Центробанк вынужден действовать крайне осторожно, и пока не смог добиться успехов в запуске роста забуксовавшего кредитования и потребительских цен. «В результате еврозона остается на пороховой бочке, и вероятность нового витка кризиса является достаточно высокой», – говорит Елизавета Белугина.
«Если говорить про состояние европейской экономики, я бы его назвал: пациент слаб, – говорит главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин. – Ситуация из зоны риска пока не вышла, впереди ожидается период низких темпов роста. Думаю, вполне возможна рецессия и дефляция. Еврозона столкнулась с беспрецедентными в своей истории экономическими проблемами: отсутствием экономического роста, низкой инфляцией и безработицей. И выбраться из такой ситуации не так-то просто».
По мнению Ивана Кибардина, региону необходимы дополнительные инвестиции, их нехватка ослабляет экономику в краткосрочной перспективе и подрывает перспективы ее роста в будущем. Также существует озабоченность в связи с тем, что длительный период низких процентных ставок создает проблемы для финансовой стабильности в еврозоне и в мире, после финансового кризиса восстановление экономики по-прежнему зависит от адаптивной денежно-кредитной политики, но увеличение инвестиций, рост потребления и повышение уровня занятости не оказались достаточно эффективными для Европы.
Пока же годовой прирост экономики еврозоны оценивается в 0,7%, и для терпящего финансовое бедствие региона это действительно не самый плохой результат, считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. 14 ноября выйдут предварительные расчеты прироста ВВП за третий квартал, среднее ожидание предполагает укрепление на 0,8%. Скорее всего, по итогам 2014 года ВВП еврозоны прирастет на 0,8-0,9%, прогнозирует эксперт.
Ожидания же на следующий год пока осторожные и не превышают 1,4%, в 2016 году ВВП еврозоны, при благополучном развитии событий, прибавит 1,8%. При планомерной реализации стимулирования рецессии, вероятно, удастся избежать.