Первой к министру финансов Антону Силуанову «с протянутой рукой» пришла… обделенная средствами «Роснефть». Компания решила не размениваться по мелочам и попросила… 2 триллиона рублей из имеющихся в наличии фонда 3.2 триллионов. И государство не нашло оснований сказать Игорю Сечину со товарищи. Можно сказать, что «копатели черного золота» претендуют на все средства, так как изымать из фонда более 60% по такой схеме попросту нельзя.
Эти деньги планируется потратить на строительство нефтеперерабатывающих заводов с ежегодной валовой нагрузкой 28 миллионов тонн, реализацию проекта «Дальневосточный СПГ» - строительства завода по производству сжиженного газа и реструктуризацию долга компании (кого-то это может удивить, но фирмы, в которых деньги текут Ниагарским водопадом, тоже набирают долги).
Столь «благородные цели» нашли отклик далеко не у всех россиян.
Притом, что глава минфина Антон Силуанов утверждает, что 2 или 2.5 триллиона «Роснефть» получит далеко не на безвозмездной основе, наших сограждан не покидает ощущение, что обманут не только их, но и будущие поколения.
«Когда ФНБ создавался, нам всем говорили, что это деньги народа на черный день. Теперь собственно понятно, что это за народ, у которого наступил черный день», - негодует в ЖЖ правозащитник Алексей Табалов.
И действительно, в отличие от того же челябинского «Мечела», никакой финансовой катастрофы у «Роснефти» нет и не предвидится. Чистая прибыль корпорации в 2013 году составила 545 миллиардов рублей (примерно такую сумму президент Украины Виктор Янукович просил на спасение украинской экономики от коллапса).
Красноречивым, по мнению гражданских активистов, получился и подушевой расчет щедрой господдержки корпорации:
«О! Я нашел калькулятор в который можно вбить 2 триллиона рублей, которые запрашивает компания Роснефть из фонда национального благосостояния. Так вот, я разделил эту сумму на 150 миллионов и получил примерную цифру которую каждый из нас (и каждый ребенок) должен заплатить Роснефти. 13 500 рублей. Моя семья из уже четырех человек(Я, Оля, Катя и маленький Олег) должна Роснефти 54 000 рублей», - удивляется блогер Дмитрий Надршин.
При этом, «Роснефть» - далеко не единственная компания, претендующая на компенсации своих санкционных издержек. Еще до гибели президента французской Total Кристофа де Маржери НОВАТЭК пытался получить из той же «кубышки» свои 100-150 миллиардов рублей на реализацию проекта «Ямал СПГ» - еще один завод по производству сжиженного газа. Падение котировок акций в связи с форс-мажорной ситуацией и гипотетические риски, связанные с новым руководством европейского нефтегиганта могут скорректировать амбиции компании Геннадия Тимченко. «Сущие 2000 копейки» и «статистическая погрешность» в процентном отношении, по сравнению с амбициями Сечина.
На модернизацию БАМа и «Транссиба» и строительство Центральной кольцевой автодороги требуется 300 миллиардов рублей. 114 миллиардов рублей хотят получить «небедные» «Россети» и «Ростелеком».
500 миллиардов рублей хотят вложить в развитие банковского сектора.
И так далее. Словом, еще 1.5 – 2 триллиона рублей. Как минимум, вдвое больше имеющейся в распоряжении у правительства суммы. Как в той самой крылатой фразе: «Всех много, всего мало. И всего на всех не хватит». Кого-то признают лишним и заставят либо поумерить аппетиты, либо поискать «дешевых кредитов» в других местах. То есть, оставят ни с чем.
Лишними в дележке сладкого пирога народных пенсий оказались наука, образование, здравоохранение, машиностроение и сельское хозяйство, которое должно на завалить своими «хамонами-пармезанами» и «норвежским лососем с польскими яблоками» собственного производства.
Ничего не перепадет и малому и среднему бизнесу, сколько бы ни распинались в правительстве и президентской администрации о том, что модель сырьевой экономики, в основе которой лежат госмонополии, исчерпала себя.
«Задача России в этом отношении очень простая – компенсировать сокращение нефтяных доходов ростом деловой активности. Всё. Соответственно, российское государство должно делать всё, чтобы увеличивать деловую активность – это модернизация инфраструктуры, ограничение коррупции, ограничение произвола монополии, разумный протекционизм и создание нормальной системы проектного кредитования для развития реального сектора», - делится своими соображениями по поводу приемлемого для нашей страны сценария экономист Михаил Делягин.
Вот только вложение 50 миллиардов долларов в «Роснефть» и 10 миллиардов в РЖД поспособствуют всему перечисленному.
Обозреватель Noteru.com Сергей РУНЬКО