Группа ГАЗпопросила повысить доступность кредитов для автопрома

 »   » 
  • Опубликованно
  • Группа ГАЗпопросила повысить доступность кредитов для автопрома

В конце сентября глава группы Вадим Сорокин направил соответствующее письмо президенту Владимиру Путину, сообщил Интерфаксу источник в финансовом блоке правительства.

Возникшая на российских финансовых рынках ситуация, связанная с резким ростом стоимости заемных средств и недостатком ликвидности, вызывает серьезную озабоченность российских автопроизводителей, процитировал документ собеседник агентства.

По данным ГАЗа, рост ставок по кредитам обусловлен повышением ключевой ставки ЦБ с 5,5% до 8%, реальные ставки привлечения увеличились с 10-11% до 13,5%-15% годовых.

Компания считает, что доходов автопроизводителей попросту недостаточно для обслуживания долга, поскольку средняя рентабельность машиностроительных предприятий находится в диапазоне 8-10%, что усугубляется падением авторынка в I полугодии 2014 г. (по данным ГАЗа, в сегменте коммерческих автомобилей - на 22%, автобусов - до 36%), связанного со снижением инвестиционного спроса и замедлением деловой активности.

В ГАЗе также констатируют, что, несмотря на внедряемые мероприятия по снижению себестоимости, бизнес-модель отечественного автопрома в условиях ВТО фактически теряет конкурентоспособность по сравнению с импортом. Уже в среднесрочной перспективе (примерно к 2019 г.) возникает риск деиндустриализации российской автомобильной отрасли, - предупреждает компания.

При этом на реализацию инвестпроектов ГАЗу потребуется около 15 млрд руб. в течение ближайших трех лет. В связи с вызванным санкциями США и ЕС закрытием международных финансовых рынков для российских банков и жесткой политикой ЦБ РФ в области нормативов фондирования коммерческих банков возникает очевидный дефицит ликвидности на российском финансово-кредитном рынке, - отмечает Сорокин. Это может привести к кризису платежеспособности, сворачиванию инвестпроектов и негативному влиянию на смежные отрасли, предупреждает топ-менеджер.

В ГАЗе считают, что необходимо сформировать список системообразующих предприятий российской экономики по аналогии с кризисным списком 2008 года, обеспечить прямое фондирование таких предприятий с участием ЦБ или ВЭБа (кредитование по льготной ставке, конечная ставка для заемщика - не более 10% годовых сроком на 10 лет).

Среди других возможных мер компания называет внесение ценных бумаг системообразующих предприятий автопрома, не имеющих финансового рейтинга, в ломбардный список ЦБ, а также расширение списка организаций, имеющих право на кредитование со стороны Банка России, обеспечиваемое активами и поручительствами.

Кроме того, ГАЗ предлагает продлить действие постановлений правительства о предоставлении госгарантий, в том числе для получения инвесткредитов и реструктуризации существующего кредитного портфеля, и о субсидировании процентных ставок по кредитам предприятиям автопрома, увеличив бюджетные обязательства по данной мере на 3 млрд руб. в год.

Источник Интерфакса отметил, что сейчас министерства рассматривают эти предложения по поручению президента. В числе возможных вариантов поддержки собеседник агентства назвал предоставление автопроизводителям средств через запускаемый сейчас механизм проектного финансирования.

В конце июня сообщалось, что совет директоров группы ГАЗ одобрил заключение дополнительных соглашений между предприятиями группы и Scutellaria Trading Limited по кредитам на 35 млрд руб. Речь шла о кредитной линии на 35 млрд руб. на срок до 7 лет, привлечение которой одобрили акционеры ГАЗа в декабре 2011 г. для рефинансирования синдицированного кредита компании, привлеченного в 2010 г. у синдиката во главе со Сбербанком. По этим кредитам были повышены процентные ставки.

Группа ГАЗ в отчетности по МСФО за 2013 г. раскрыла информацию о нарушении ковенантов по кредитам ВТБ и Сбербанка, однако банки не стали требовать досрочного погашения задолженности. При этом представитель компании подчеркивал, что заключение допсоглашений не связано с нарушением ковенантов. По его словам, нарушенные ковенанты не касались выплат по данным кредитам. При этом причину нарушения он назвать отказался.

В 2009 г. ГАЗ договорился о реструктуризации задолженности по кредитам на 39,257 млрд руб. с синдикатом банков. Сбербанк, действовавший в интересах синдиката из 22 российских и иностранных кредиторов, получил в залог 16,2% акций ГАЗа. Около половины долга покрывалась госгарантиями. Ставка по синдицированному кредиту равнялась ставке рефинансирования плюс 4 процентных пункта. Помимо Сбербанка, в консорциум кредиторов группы входили ВТБ, Газпромбанк, Абсолют банк, Альфа-банк, Гаранти банк - Москва, Кредит Европа банк, Петрокоммерц, Уралсиб, ЮниКредит банк, Райффайзенбанк, Барклайс банк, Королевский банк Шотландии, банк Сосьете Женераль Восток, ООО Эйч-эс-би-си Банк (РР), ООО Сведбанк, Commerzbank AG, Natixis, Credit Suisse Int., Erste Group Bank AG, Sumitomo Mitsui Banking Corporation Europe Limited и Nomura International.

Представитель ГАЗа пояснял, что допсоглашения направлены на перераспределение долговой нагрузки компании.

Группа ГАЗ выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Она объединяет 13 предприятий в восьми регионах России. Является лидером рынка коммерческого транспорта России, занимая около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 65% сегмента автобусов. Флагманский продукт компании - легкий коммерческий автомобиль нового поколения ГАЗель Next.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа