Затаив дыхание

 »   » 
  • Опубликованно
  • Затаив дыхание

Его коллеги по Комитету по открытым рынкам придерживаются схожего мнения. Например, президент ФРБ Бостона Эрик Розенгрен отметил, что программа скупки активов была начата для инициирования существенных улучшений на рынке труда. И падение уровня безработицы в США до 5,9% в сентябре вполне можно считать подобным улучшением. В свою очередь глава ФРБ Далласа Ричард Фишер сообщил, что недавняя волатильность на рынке акций США не изменила его мнение, что программа количественного смягчения должна завершиться в текущем месяце.

В этом хоре голосов, впрочем, не осталось незамеченным заявление председателя ФРБ Сент-Луиса Джеймса Булларда, полагающего, что программу нельзя не только сокращать, но и нужно расширить, поскольку инфляционные ожидания в США продолжают падать. Эксперты и рыночные стратеги «оставили впечатление, что программа как минимум останется прежней», заявили в Morgan Stanley.

Заявление тем более показательное, что, по последним данным, Европейский центральный банк может пойти на более существенные меры для оживления европейской экономики, чем это предполагалось ранее. Так, уже появились сообщения о том, что ЕЦБ начал реализацию программы по выкупу французских краткосрочных ценных бумаг, обеспеченных ипотекой (MBS). По данным Bloomberg, были приобретены ценные бумаги двух крупнейших французских банков - BNP Paribas SA и Societe Generale SA. ЕЦБ планирует использовать также рынок ипотечных облигаций еврозоны, объем которого оценивают в 3,3 трлн долларов, для стимулирования экономического роста в регионе. Во вторник мировые рынки поднимались на другом тонизирующем сообщении: европейский банк может начать программу выкупа и корпоративных облигаций.

В этих условиях очевидно, что если США программу вливаний свернут, а ЕЦБ будет наращивать, то ситуация на рынке кардинально изменится, причем не в пользу Америки. В дальнейшем же это способно отразится и на собственно экономике страны.

Между тем, Мэтт Кинг, глава отдела глобальной кредитной стратегии в Citigroup Inc, и его коллеги подсчитали, как много ликвидности центральные банки должны обеспечить рынкам каждый квартал, чтобы остановить их падение. По их оценкам, отсутствие стимулирования соответствует 10%-ному ежеквартальному падению рынка акций, что составляет порядка 200 млрд долларов, которые рынкам должны предоставлять центральные банки.

И если ФРС, которая уже в течение некоторого времени сокращает объем денежных вливаний, свернет программу QE, это будет крайне болезненно для мировых финансовых рынков. Негативная реакция на рынках назрела уже давно, – указывают в Citigroup. В Bank of America Merrill Lynch уверены, что снижение на 10% рынка акций США может спровоцировать спекуляции относительно четвертого раунда количественного смягчения от ФРС.

Основным из основных катализаторов поддержки американских рынков является программа количественного смягчения, говорит начальник управления операций на финансовых рынках банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов. И сегодня, в период сложной макроэкономической ситуации, США вряд ли пойдут на ее отмену, что стало бы вполне логичным решением. Более того, если сейчас отменить данную программу, то это приведет к укреплению американской валюты, что негативно скажется на экономике страны. А это США не нужно.

Но и в целом в последнее время наметился яркий контраст между Штатами и другими развитыми странами, констатирует глава аналитического отдела брокерской компании FBS Елизавета Белугина. Америка демонстрирует более высокий экономический рост, и состояние ее рынка труда постепенно улучшается. В результате потребность в нетрадиционных мерах монетарной поддержки экономики США снизилась, а ЕЦБ, напротив, еще только вступает в эту реку. Это расхождение уже привело к существенному укреплению доллара. Между тем, негативного влияния роста курса на реальную экономику Штатов пока не ощущается. И, полагает эксперт, в этой связи будет важно увидеть данные по ВВП США за третий квартал, которые будут опубликованы 30 октября. Что касается еврозоны, то, несмотря на все принятые меры – а их было уже немало – добиться столь необходимого увеличения инфляции пока не удалось. Пока инвесторы сильно сомневаются, что ЕЦБ сможет добиться успеха без покупки суверенного долга государств еврозоны, и центробанку будет трудно развеять эти сомнения.

Надо также понимать, что сворачивание монетарного стимулирования – это всегда стресс для рынков, особенно когда речь идет о США. Таким образом, говорит Елизавета Белугина, для мировой экономики, которой сейчас грозит замедление роста, не так и плохо, что стимулирование в Америке сменяется стимулированием в Европе. Тот факт, что перспективы экономики США сейчас намного лучше перспектив других развитых стран, делает акции американских компаний очень привлекательными.

Между тем, сейчас участники рынка все чаще задаются вопросом о том, сможет ли Америка изолированно расти, ведь обстановка в других странах ухудшается? Это беспокойство привело к коррекции по индексу S&P 500. С нашей точки зрения, чем успешнее будет стимулирование в Европе и чем скорее оно приведет к восстановлению экономики еврозоны, тем легче и безболезненнее будет проходить нормализация денежно-кредитной политики в Штатах.

Сейчас же трудно сказать однозначно, что произойдет в результате смены «вливающего» деньги в рынки, однако сохраняющаяся повышенная волатильность показывает всю сложность ситуации, с которой столкнулись мировые инвесторы, отмечает Анастасия Мыльникова, финансовый эксперт группы компаний vvCube. Многие государства вынуждены работать в условиях довольно резкого роста стоимости заимствования на внешних рынках, при условии снижения цен на сырьевые активы и замедления темпов роста их экономики. Некоторые страны уже приняли определенные меры по борьбе с негативными явлениями, однако этого может быть недостаточно. Кроме этого, ряд стран нуждается в мероприятиях, позволяющих улучшить макроэкономическую ситуацию и повысить доверие инвесторов к внутренней финансовой политике.

Но любое стимулирование будет работать там, где для этого выбрано идеальное время и объемы, считает аналитик МФЦ Анна Линевская. США в свое время запустили три последовательных программы, одна сменяла другую и каждая отличалась от предыдущей, с тем, чтобы вливать средства именно в те сектора, где это было особенно необходимо. ЕЦБ упустил слишком много драгоценного времени в стимулировании, чтобы теперь ждать от него уверенного результата. Суть стимулирования в появлении дополнительных денежных объемов, которые поддерживают ключевые сектора там, где здорового спроса не хватает. Рынки, в свою очередь, видят несколько искаженную этими стимулами статистику. Поддержка экономикам нужна, это факт, но своевременность этой опоры вызывает очень много вопросов. Остаточный эффект после завершения QE будет держаться еще 6-8 месяцев. Дальше, по идее, экономика должна работать сама.

Так или иначе, но высокий уровень волатильности на развивающихся рынках, несомненно, должен быть сигналом для мировых центробанков, считает Анастасия Мыльникова. В данной ситуации они должны способствовать сохранению полноценного уровня ликвидности на мировых рынках капитала. Пока же ситуация такова, что не все центробанки обращают внимание на ухудшение ситуации на развивающихся рынках.

Впрочем, количественное смягчение вообще – крайне рискованный шаг, уверен директор отдела финансового анализа BPS Consult Нарек Авакян. Все дело в том, что запуск печатного станка выбрасывает на финансовый рынок большой объем бумажной ликвидности, которая де-факто ничем не обеспечена. Если случится так, что спрос на эту ликвидность снизится, могут возникнуть новые проблемы, в том числе связанные с инфляционными рисками и девальвацией валют. В случае с США и ЕС временно это может убрать некоторые негативные тенденции в экономике, однако в результате это создаст отложенный негативный эффект, который неизбежно будет реализован в будущем.  


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа