В результате они пришли к заключению, что преступления совершали как контролируемые Киевом силы, так и ополченцы Новороссии, которых в данном докладе Суммарные казни в ходе конфликта в Восточной Украине называют «пророссийскими сепаратистами». Здесь же подчеркивается, что отдельные инциденты, выявленные с помощью доказательной базы, отличаются от тех масштабов, о которых заявляют российские власти и СМИ.
Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International в Европе и Центральной Азии отмечает, что суммарные казни и жестокие преступления совершались с обеих сторон, но «точно оценить масштаб этих нарушений трудно». «Вполне вероятно, что многие из них ещё не обнаружены, а о других были предоставлены преднамеренно искажённые сведения. Также очевидно, что некоторые из наиболее шокирующих случаев, о которых сообщалось, прежде всего российскими СМИ, чрезвычайно преувеличены», - добавляет правозащитник. - Вместо того чтобы спекулятивно обвинять друг друга в нарушениях, обеим сторонам следует сконцентрироваться на расследовании и ликвидации практики убийств в форме казней, которые проводят контролируемые ими вооружённые формирования».
В докладе отмечено, что 23 сентября в российских СМИ появились сообщения об обнаружении «массовых захоронений» около посёлков Коммунар и Нижняя Крынка, двух близлежащих сёл в Донецкой области, которые за два дня до этого находились под контролем прокиевских сил. Сообщалось, что обнаружены женские тела со следами пыток и тело беременной женщины. Позже министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что в могилах в этом районе было обнаружено более 400 тел, и он призвал к проведению международного расследования.
Делегация Amnesty International посетила этот район 26 сентября и обнаружила веские доказательства причастности сил, контролируемых Киевом, к внесудебным казням. Однако только четырёх человек, похороненных в двух могилах рядом с посёлком Коммунар. Ещё пять тел, похороненных в третьей могиле неподалёку, как выяснилось, оказались трупами сепаратистов. Amnesty International общалась с бойцами из их подразделения, которые подтвердили, что пятеро были убиты во время боевых действий.
«Реальные события, скрывающиеся за заявлениями России о «массовых захоронениях» в Нижней Крынке, действительно ужасны. Всё указывает на то, что регулярная украинская армия или волонтёрские батальоны, действующие в регионе, совершили внесудебную казнь четырёх местных жителей. По этому факту должно быть проведено тщательное расследование», - говорится в докладе. Но при этом делается акцент на том, что этот случай показывает, до какого масштаба раздуваются обвинения в нарушениях, прежде всего российскими властями, в пропагандистской войне, идущей параллельно.
В докладе также отмечено, что Amnesty International постоянно получала сообщения о расстрелах и других умышленных убийствах на востоке Украины, совершённых сепаратистами с начала конфликта в апреле 2014 года. Среди жертв были проукраинские активисты и те, кого подозревали в сочувствии киевскому правительству, местные преступники и задержанные комбатанты.
Первым очевидным доказательством правдивости этих сообщений, пишут эксперты организации, стало обнаружение двух тел 19 апреля 2014 года рядом с посёлком Райгородок в Донецкой области. Тела позже идентифицировали как останки Владимира Рыбака, местного депутата от партии Батькивщина и проукраинского активиста Юрия Поправко, студента из Киева. На телах остались следы от пыток.
22 июля Amnesty International нашла убедительные доказательства того, что пленные были убиты. Сепаратисты держали обоих в захваченном милицейском изоляторе в Северодонецке, в Луганской области, - говорится в докладе.
Предприниматель из Северодонецка, который содержался в изоляторе в то же время по подозрению в связях с партией Батькiвщина, рассказал Amnesty International следующее:
В 4:30 утра боевик разбудил нас криками Подъём! Эвакуация! Они открыли двери трёх или четырёх камер, и всего я слышал от шести до восьми выстрелов. Это было как рулетка: кого - расстреляли, кого - отпустили, кого - забрали.
«Amnesty International не обнаружила или ей не были предоставлены убедительные доказательства, указывающие на проведение массовых убийств или захоронений. То, что мы обнаружили, - это отдельные внесудебные казни, которые в некоторых случаях могут быть приравнены к военным преступлениям. Подобные нарушения должны прекратиться. Все предполагаемые преступления должны быть эффективно расследованы и виновные, с обеих сторон, должны быть привлечены к ответственности, - отметил Джон Дальхизен.
По результатам данного исследования возникает ряд вопросов. Во-первых, насколько объективен доклад и весом его статус? Во-вторых, какие выводы можно сделать на основе представленных доказательств? И, наконец, как и в каких целях этот доклад может быть использован? С этими вопросами мы обратились к экспертам.
Что касается Amnesty International, то следует отметить, что это одна из старейших и авторитетных международных правозащитных организаций, штаб-квартира которой находится в Лондоне. Мнение российских правозащитников относительно данной организации отличаются кардинально. Например, Георгий Федоров, заместитель руководителя штаба Общественной палаты РФ по работе с украинскими гражданами считает, что представленное исследование априори тенденциозно, поскольку Amnesty International очень часто встает на сторону проамериканских сил и приходит к выводам, которые совпадает с официальной позицией США, ЕС и НАТО. Следовательно, доклад льет воду на мельницу информационной войны против России.
С другой стороны, член СПЧ Максим Шевченко полностью опровергает утверждение, что Amnesty International ангажирована со стороны вышеуказанных стран и организаций. Во-первых, потому, что не финансируется из государственных источников и независима. Во-вторых, принципы ее работы нивелируют коррупционную составляющую. «Доклады Amnesty International, которые были сделаны, например, по Ираку, Афганистану, Палестине и Югославии в свое время наносили серьезный моральный ущерб США», - привел еще один аргумент «Эксперт Online» Максим Шевченко.
Однако Федоров настаивает на своей позиции. Он, в частности, обращает внимание на то, что в докладе ООН были «не замечены» массовые казни, а также множество свидетельских показаний и «трупов казненных людей со стороны Нацгвардии». «Я делаю вывод, что в данном случае с пиаровской точки зрения необходимо размыть ответственность и «перевести стрелки», чтобы в массовом сознании (этот прием часто используется в геополитических конфликтах) отпечаталось, что не только украинская сторона совершает преступления. Им важно, чтобы преступления были с обеих сторон, хотя документальных подтвержденных фактов о том, что ополченцы кого-то казнили нет», - сказал «Эксперт Online» г-н Федоров. При этом он добавляет, что доказательств пыток со стороны Нацгвардейцев и массовых убийств мирных жителей украинской стороной, масса.
Федоров также считает, что доклад будет использован международным экспертным сообществом, европейскими и американскими политиками и дипломатами. «Они будут подчеркивать, что в этом конфликте обе стороны допускают международные преступления, тогда как по всем международным канонам украинская сторона подпадает под статью о военных преступлениях. Но чтобы снизить атаку на украинские власти, этот доклад будут цитировать международные СМИ и они будут делать акцент в первую очередь на якобы зверствах ополченцев, – продолжает Федоров. – Если в ЕСПЧ начнут поступать материалы об убийствах, казнях, изнасилованиях со стороны украинских силовиков, данный доклад может быть использован как контраргумент».
«Эту ситуация не надо рассматривать с точки зрения войны с Западом. На Донбассе идет жестокая гражданская война, в которой нет ангелов и преступления совершают обе стороны, - возражает Максим Шевченко. - И среди ополчения есть криминальные элементы. И вооруженные энтузиасты ДНР совершают убийства, потому что такова человеческая природа. Но их отличие от украинских силовиков в том, что они, во-первых, сражаются за свою землю. А во-вторых, цена их ответственности несопоставима. Киев виновен в 100 раз больше, чем самые отмороженные элементы среди ополченцев. Потому что если полевой командир за преступление считается уголовником, то государственное командование совершает военное преступление. Я бы всем посоветовал перечитать Алексея Толстого «Хождение по мукам». Да, тот же Игорь Безлер расстреливает мародеров и насильников. Но бойцы Донбасса - это антифашистская сила, которая борется за со свободу своей страны. А киевская элита – это преступники, которые своей безответственной политикой привели к страшной кровопролитной бойне. И мера их ответственности, повторяю, гораздо выше».