Банки, против которых были введены санкции, обладают, по данным ЦБ, существенным запасом капитала: показатель достаточности собственных средств среди этих банков колеблется от 10,5% до 15,7%. Кроме того, запланированная докапитализация ВТБ и Россельхозбанка положительно отразится на устойчивости этих банков, замечает регулятор. Рентабельность собственных средств (капитала) анализируемой группы банков снизилась с 1 апреля 2014 года на 1,2 п.п. - до уровня в 15,2% на 1 сентября 2014 года (по банковскому сектору в целом - на 1,5 п.п.), при этом уровень рентабельности у них выше, чем по сектору. Основными факторами снижения рентабельности, как и у прочих банков, стали отнюдь не санкции, а рост резервов на возможные потери по ссудам, отрицательная переоценка по ценным бумагам в I квартале 2014 года и снижение темпов роста процентных доходов, подчеркивает регулятор. «В случае повышения рисков ликвидности анализируемая группа банков располагает достаточным объемом обеспечения (рыночных и нерыночных активов) для привлечения рефинансирования в Банке России, - добавляется в обзоре.
Санкции Запада пока не оказали на российский банковский сектор влияния в той степени, чтобы говорить о них как о единственных проблемах, замечает аналитик Grand Capital Юрий Прокудин. «Несмотря на отток иностранного капитала из РФ и потенциального ухудшения инвестиционного климата, самые негативные тенденции в банковском секторе имеют под собой иные причины. И основная - структурное замедление российской экономики, вызванное снижением уровня роста ВВП», - уверен он.
Валютный голод не грозитРоссийская банковская система не испытывает системных проблем рефинансирования внешнего долга, считают в ЦБ. Регулятор провел в сентябре опрос 30 крупнейших кредитных организаций, целью которого была оценка фактической срочной структуры активов и обязательств банков в иностранной валюте на горизонте «четвертый квартал 2014 года - 2015 год». Предполагалось, что банки используют для погашения своих обязательств перед нерезидентами, российскими организациями и банками денежные средства, ценные бумаги, средства на счетах в кредитных организациях, поступления средств в результате погашения кредитов в иностранной валюте. По результатам опроса было выявлено, что Топ-30 банков имели чистый буфер иностранной валюты (разница между объемом ликвидных активов и обязательств) в размере $32 млрд. «У отдельных банков может возникнуть недостаток ликвидности в иностранной валюте из-за несоответствия активов и обязательств по срокам, но для банковского сектора в целом проблема рефинансирования внешнего долга не носит системного характера», - считают в ЦБ.
По мнению регулятора, согласно базовому сценарию развития экономики, который предполагает сохранение западных санкций до первой половины 2015 года, российские заемщики с учетом накопленных валютных активов и денежных потоков могут самостоятельно погасить внешние долги. Однако в случае продолжительного сохранения санкций предприятиям и банкам придется переориентироваться на внутренний рынок заимствований. «Кроме того, системное влияние может оказывать концентрация платежей по внешнему долгу в отдельные периоды, что требует проведения Банком России регулярной оценки достаточности ликвидности в иностранной валюте и при необходимости - реализации мер по поддержке ликвидности кредитных организаций в иностранной валюте», - добавляется в обзоре. В этой связи ЦБ уже анонсировал проведение операций РЕПО в долларах США и евро на срок 7 и 28 дней.
Рефинансирование внешнего долга: основная проблема в структуре долга, считает аналитик Grand Capital. «На 1 октября долг составляет $192 млрд, при этом больше 70% номинировано в долларах США. Основная проблема в том, что у банковского сектора может просто не хватить ликвидности в иностранной валюте для его погашения. Однако введение таких инструментов, как обратный валютный своп (введен в сентябре), может снизить стоимость привлечения долларов на рынке», - .
Ограничительные меры, введенные со стороны США и ЕС против российской банковской системы, негативно повлияли на валютную ликвидность внутри страны, полагает аналитик Управления инвестиционных операций Ланта-банка Роман Ермаков. Безусловно, пока запас прочности еще есть, но чем дольше будут сохраняться санкции, тем менее стабильна будет российская банковская система. Сейчас российские корпоративные заемщики отрезаны от кредитования в долларе и евро, поэтому вынуждены конвертировать рублевую выручку в валюту на внутреннем рынке, что оказывает влияние на ослабление рубля. Пока Банк России держит ситуацию под контролем, проводя валютные интервенции, а также собирается предоставлять банкам валютную ликвидность через долгосрочное валютное РЕПО и краткосрочные свопы. Но если ограничительные меры будут сохраняться еще на протяжении года (не говоря о более долгом сроке), риски в банковской системы вырастут многократно, так как уже сейчас регулятор потратил на интервенции с начала года больше $50 млрд», - рассказал он.
ЦБ беспокоит сокращение предложения долларов США на внутреннем рынке и повышение стоимости заимствований в американской валюте. Для стабилизации ситуации регулятор начал проводить однодневные операции «валютный своп» по продаже долларов США за рубли. Введение санкций привело также к усилению оттока частного капитала из России: его величина за январь-сентябрь 2014 года составила $85,2 млрд – почти вдвое больше, чем за соответствующий период 2013 года ($44,1 млрд). Отток капитала, по данным Банка России, происходил в основном за счет увеличения иностранных активов российских нефинансовых организаций и сокращения обязательств банков перед нерезидентами. «Массового ухода иностранных инвесторов из российских активов не наблюдается: в частности, объем вложений нерезидентов в облигации федерального займа в последние месяцы достаточно стабилен, по данным на 1 августа 2014 года доля иностранных инвесторов в данном сегменте составила 24,9%», - подчеркивается в обзоре.
У российской банковской системы проблем выше крыши, не соглашается с ЦБ директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Если в прошлом году отрицательную рентабельность имели 13% кредитных учреждений, сегодня таковых уже 22% - почти четверть. Что касается влияния внешних или внутренних факторов, думаю, тут имеет место синергетический эффект: ЦБ отзывом лицензий привел в движение вкладчиков и юридических лиц, создав проблемы для мелких и средних банков, а санкции лишили западного финансирования крупные учреждения. В результате у всей системы возникли проблемы с ресурсной базой. Не облегчает банкам задачу по привлечению средств и обесценивание рубля: ограничение ЦБ по ставкам обеспечивает близкую к отрицательной доходность по депозитам», - пояснил он «Эксперт Online».
Взвешенные рискиМежду тем ЦБ отмечает восстановление роста вкладов физических лиц: после негативной динамики в I квартале текущего года объем рублевых вкладов населения вырос в апреле-августе на 5,5%. «Рост привлечения базовых источников фондирования позволил стабилизировать задолженность банковского сектора перед Банком России, при этом ее структура изменилась: с августа больше половины задолженности приходится не на операции прямого РЕПО, а на кредиты, обеспеченные нерыночными активами и поручительствами, в результате существенный объем рыночного обеспечения остается необремененным», - говорится в обзоре.
Однако декларируя устойчивость банковского сектора, регулятор также указывает на умеренно негативные тенденции, связывая их, прежде всего, со структурным замедлением российской экономики. Показатель достаточности собственных средств (капитала) банковского сектора составил на 1 сентября 2014 года 12,6%, снизившись с уровня 13,2% на 1 апреля 2014 года, что было обусловлено в основном ростом сформированных резервов на возможные потери по ссудам.
В среднесрочной перспективе замедление роста экономики может привести к усилению кредитных рисков банковского сектора, прежде всего в корпоративном сегменте, предупреждает ЦБ. Последние данные отчетности пока не демонстрируют значительного ухудшения: по данным на 1 сентября 2014 года уровень просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям составил 4,5%, в то время как на начало года он был равен 4,2%. Высокий уровень просроченной задолженности и ее заметный рост с 1 апреля 2014 года был характерен для таких отраслей, как строительство и сельское хозяйство (на 0,8 п.п. - до 7,6%, и на 2,4п.п. - до 9,4%, соответственно).
Активность банков по предоставлению кредитов населению продолжает снижаться, годовые темпы прироста ссудной задолженности составили на 1 сентября 2014 года 18,2%, рост необеспеченного потребительского кредитования замедлился до 16,8%. При этом доля необеспеченных кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней увеличивается, что приводит к снижению рентабельности банков, специализирующихся на данном виде кредитования. «В ответ на реализованные в 2013-2014 годах Банком России меры по ограничению рисков потребительского кредитования банки повысили требования к заемщикам по вновь выдаваемым кредитам и уменьшили процент одобрения заявок, что будет способствовать снижению системных рисков в сегменте розничного кредитования. Кроме того, позитивный фактор - устойчивость показателя долговой нагрузки заемщиков на фоне снижения эффективной ставки по потребительским кредитам», - замечает ЦБ. Риски быстро растущего сегмента ипотечного кредитования представляются регулятору умеренными, уровень просроченной задолженности низкий, темпы роста цен на жилую недвижимость в последний год ниже инфляции. В то же время существенная доля (свыше 70%) приходится на кредиты с высоким значением LTV (отношение текущей ссудной задолженности к рыночной стоимости жилья), поэтому в целях ограничения потенциальных системных рисков Банк России рассматривает возможность установления дифференцированных коэффициентов риска по ипотечным кредитам в зависимости от уровня LTV.
Банковский сектор сильнее остальных отреагировал на введенные санкции, и при их дальнейшем усилении будет испытывать большие трудности, полагает аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Семен Немцов. «Закрытие выхода на зарубежные рынки привело к резкому росту ставок, что также тормозит развитие и отечественной промышленности. В ближайший год только госбанкам следует погасить евробонды в долларах или европейских валютах на сумму свыше $8 млрд, в связи с чем есть все основания для умеренного роста ставок в ближайшем будущем. Другая проблема банковского сектора - замедление темпов кредитования, которое началось еще до введения санкций, а при росте процентных ставок выдача кредитов сократится еще больше», - говорит он.
Системных проблем не избежать: снижение мировых цен на нефть скажется на темпах развития экономики (в худшем варианте прогноза возможна стагнация или даже рецессия), что приведет к увеличению рисков, в первую очередь, в области кредитования, хотя и в большей степени это может коснуться корпоративного сегмента, а не физических лиц, замечает Юрий Прокудин. «Кредитные и депозитные ставки будут расти: из-за оттока инвестиционного капитала банки будут вынуждены повышать ставки и по кредитам и депозитам: во втором случае это даст банкам приток ликвидности, в первом - повысит прогнозируемую долгосрочную доходность. Однако вместе с этим повышается и риск получить «неплатежеспособного» клиента», - указывает он.
Кстати, международное рейтинговое агентство Moody's ухудшило накануне часть рейтингов семи российских компаний финансового сектора, среди которых Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК), а также ряд их «дочек». Рейтинговые действия – результат недавнего снижения агентством рейтинга России с «Baa1» до «Baa2» при сохранении «негативного» прогноза и не имеют отношения к финансовому положению банков. Тем не менее все семь учреждений теперь имеют «негативный» прогноз изменения долгосрочных рейтингов, причем для Альфа-банка он изменен со «стабильного», для остальных - оставлен на прежнем уровне. Moody's снизило рейтинги депозитов и приоритетных необеспеченных субординированных долговых обязательств этих финансовых компаний на одну ступень.
«Ослабление кредитного профиля России, отраженное в снижении суверенного долгового рейтинга с негативным прогнозом, привело к рейтинговому действию по поддерживаемым рейтингам финансовых учреждений России с государственным участием, которые получают завышение рейтинга на несколько ступеней благодаря ожиданиям системной поддержки», - говорится в сообщении. Moody's по-прежнему ожидает, что правительство РФ будет готово оказать поддержку этим банкам в случае необходимости.
Действия Moody's начальник отдела доверительного управления компании «КИТ Финанс Брокер» Дмитрий Шагардин расценивает как еще одну нотку негатива. «Наш долговой рынок и так находится в руинах, поэтому сильное давление эта новость вряд ли окажет», - считает он.