В своем выступлении после публикации данных Шенг Лайун, пресс-секретарь национального бюро статистики, заявил, что замедление экономического роста произошло за счет структурных реформ в стране, проседания рынка жилья и так называемого эффекта «базы» - достаточно высоким данных аналогичного периода прошлого года. В целом же, по его словам, «рост остался в разумных пределах».
Данные по ВВП Китая за третий квартал позитивные, считает Платон Магута, управляющий активами УК «Фонд Магута». Несмотря на все негативные факторы и влияние оттока капиталов из развивающихся рынков, китайская экономика сумела предотвратить значительный спад активности и вырасти лучше прогнозов. На мой взгляд, переориентирование китайской экономики с экспортного направления на внутренний спрос потребует еще какого-то времени.
Из конкретных реформ властей, которые привели к так называемой «мягкой посадке», стоит особо отметить реформы по рынку капиталов и финансовому рынку в целом. В частности недавно были разрешены иностранные вложения в китайские ценные бумаги, а также снят запрет на инвестиции китайских компаний за рубежом суммой менее 1 млрд долларов. Как минимум в ближайшие 1,5-2 года мы не увидим тех прежних сверхвысоких темпов роста ВВП, которые наблюдались еще несколько лет назад (свыше 10% годовых), считает Платон Магута. Кроме того, пока ФРС не определится окончательно со своей позицией по денежно-кредитной политике, вряд ли можно ожидать прекращения негативной конъюнктуры на развивающихся рынках в целом.
Данные за третий квартал подтверждают планомерное замедление темпов роста экономики Китая – в 2010 г. ВВП вырос на 10,4%, а в 2013 г. — всего лишь на 7,7%, напоминает Денис Тетюшин, экономист брокерской компании FBS. Судя по статистике за первые три квартала 2014 г., негативная тенденция сохраняется. Потребительский спрос и инфляция в стране замедляются на глазах, проблемы на рынке недвижимости оказывают давление на всю экономику. Кроме того, сильный юань и общее подавленное состояние мировой экономики не идут китайским экспортерам на пользу.
Правительство КНР планирует среднегодовые темпы роста страны в текущем году на уровне 7,5%, тогда как в прошлом году ВВП страны вырос на 7,7%. В текущих экономических условиях прогноз правительства Поднебесной выглядит труднодостижимым, но текущее замедление ВВП не является критическим для Пекина, полагает Денис Тетюшин. По его оценкам, максимальный рост, который может продемонстрировать экономика по итогам года - 7,4%. С другой стороны, всерьез опасаться «жесткой посадки» не стоит – у правительства на руках богатый набор монетарных инструментов, к которому оно может обратиться в случае необходимости.
Пока же вопрос для меня и многих аналитиков в том, что они (политики) будут делать с замедлением темпов роста. Они сделают выводы, что им необходимо найти другие источники роста? Если они просто попытаются его поддержать при помощи стимулирования, это просто приведет к искажению экономического цикла, – заявил Эван Фейгенбаум, вице-президент Полсон-института.
Так или иначе, надо понимать, что экономика Китая очень плотно вплетена в мировую финансовую систему - именно поэтому сейчас снижается темп роста местного ВВП. Тот объем продукции, который ранее активно покупался Европой и США, сейчас не растет и даже отчасти оседает на складах внутри страны, указывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Старый свет не наращивает импорт из-за угроз дефляции и собственного экономического упадка, США всеми силами стараются сохранить собственные производственные параметры. Между тем, инвестиции в Китай остаются очень перспективными и интересными в диапазоне следующих минимум пять лет. Поднебесная способна гибко адаптировать свои производственные мощности под внешний спрос, и поток средств в экономику начнет расти сразу же, как только европейцы начнут покупать.
Основная проблема Китая на сегодня - это замедление (а по факту стагнация) мировой экономики, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Китайская экономика хотя и сделала в последнее время серьезные шаги для переориентации на внутренний спрос, все же сильно зависит от экспорта в США и ЕС.
Рецепт преодоления ситуации тоже выбран типично китайский. Вслед за Великой стеной и Великим каналом нынешние китайские власти решили построить Великую скоростную железную дорогу - от Пекина до Лондона, через Москву. 13 октября РЖД подписало соответствующий протокол с китайской стороной и начала проработка проекта. А, по словам Якунина, в совместных планах еще и железнодорожный коридор Пекин-Анкоридж с мостом через Берингов пролив. Общая стоимость такого строительства сейчас даже трудно оценить, но очевидно, что порядок цифр приближается к триллиону долларов США (а может быть, даже и более с учетом вечной мерзлоты и сложностей Сибири и Крайнего Севера). Откуда Китай возьмет столько денег? Источник, говорит Дмитрий Адамидов, по большому счету один - это средства размещенные в американских гособлигациях. там как раз хранится около 1,3 трлн долларов. «Одним словом, нас ждут интересные времена», – констатирует эксперт.
И все же, экономический рост на уровне более 7% - это хорошо или плохо? В текущих экономических условиях, безусловно, хорошо. Особенно показательно то, что буквально в начале этого месяца Международный валютный фонд опубликовал прогноз, согласно которому в 2014 году КНР обойдет США по размерам ВВП. Так, объем ВВП Китая составляет 17,6 трлн долларов, а ВВП США – 17,4 трлн долларов. Скидывать со счета происходящее и «не верить» в китайскую экономику, было бы глупо.