Юристы оценили шансы Ротенберга по делу об отмене санкций

 »   » 
  • Опубликованно
  • Юристы оценили шансы Ротенберга по делу об отмене санкций

Мнения юристов о шансах «Роснефти» и бизнесмена Аркадия Ротенберга снять через суд санкции, наложенные на них Советом Европейского Союза, разделились: один из экспертов считает, что у нефтяной компании они выше, по мнению второго, добиться исключения из «черного списка» будет проще Ротенбергу, поскольку «друг Путина» — это не юридический аргумент.

Суд Евросоюза 9 и 10 октября зарегистрировал два иска людей по фамилии Ротенберг (на английском и французском языках) и иск от «Роснефти», которые оспаривают решение Совета ЕС о включении их в «черный список» лиц, на которые распространяются санкции ЕС. Издание Financial Times сообщало, что иски подали «Роснефть» и Аркадий Ротенберг.

«Роснефть» имеет больше шансов отменить через суд ЕС санкции, наложенные Евросоюзом, чем Аркадий Ротенберг, такое мнение высказал председатель коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры» доктор юридических наук Всеволод Сазонов.

«В практике суда ЕС было несколько решений, которыми отменялись подобные ограничительные меры, но случаев исключения из санкционных списков компаний больше, чем физлиц», — сказал Сазонов.

По его словам, у Ротенбергов, скорее, есть шанс вывести свои компании из-под санкций, чем себя лично. Компаниям в суде нужно доказать, что их аффилированность с властью не слишком велика. «Главное — доказать отсутствие непосредственной связи с правительством и его финансирование», — считает собеседник агентства.

По мнению же бывшего главного юриста ЮКОСа профессора Дмитрия Гололобова, вероятность покинуть «черный список» выше как раз у Ротенберга. «Мне кажется, у Ротенберга есть определенные шансы побороться, учитывая практику суда, поскольку „друг Путина“ — не юридический аргумент», — заявил Гололобов.

А вот у «Роснефти», «учитывая ее бизнес-позицию и многочисленные связи, ситуация будет сложнее», предположил юрист.

Как напомнил Сазонов, в июле 2014 года суд ЕС отменил санкции в отношении Национальной иранской танкерной компании, поскольку не нашел подтверждения тому, что она непосредственно связана с иранскими властями и финансирует правительство. В 2013 году суд снял ограничение в отношении компаний белорусского бизнесмена Пефтиева, однако сам Пефтиев остался в «черном списке».

В то же время, по словам Сазонова, были прецеденты по исключению из «черного списка» и физлиц. Так, в сентябре 2014 года суд ЕС по жалобе родственника бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи — Ахмеда Каддафи Аль-Дама постановил снять с него санкции, введенные в марте 2011 года против режима Каддафи. Суд согласился с первоначальным включением Аль-Дама в «черный список», однако решил, что продление санкций против него в 2013 году было необоснованным.

Гололобов также отмечает, что в практике Суда ЕС, который в России часто называют также Европейским судом справедливости, есть целый ряд решений и о снятии санкций в отношении физлиц. В частности, отмены ограничений добивались иранцы и сирийцы, попавшие в «черные списки» по мотивам «причастности к финансированию (поддержке) режимов».

«Санкции снимались, как правило, из-за недостатка информации „о причастности“ к описываемым событиям, включая причастность в виде чрезмерного использования конфиденциальных источников», — отметил Гололобов.

По словам Сазонова, вынесение решений во всех случаях занимало длительный промежуток времени — не менее полутора-двух лет. «Полагаю, что и в данном случае быстрого решения ожидать невозможно», — подчеркнул юрист.

Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. Страны «большой семерки» во главе с США и Евросоюз ввели санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний.

США и ЕС не признают присоединения Крыма к России и обвиняют Москву во вмешательстве в дела Украины. Россия это отрицает и называет подобные обвинения неприемлемыми. Западные страны с марта уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний и угрожали расширить ограничительные меры. Последним случаем применения подобной практики стали сентябрьские санкции.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа