Если Россия не хочет потерять Беларусь как посредника в украинском конфликте, она не должна давить в вопросе признания Крыма частью РФ. Такое мнение высказал Александр Лукашенко в ходе интервью российским СМИ 17 октября.
Отвечая на вопрос журналиста о возможной потере Беларусью функции посредника в связи с тем, что рано или поздно белорусскому руководству придется занять конкретную позицию по признанию Крыма в составе России, Лукашенко ответил: Вы сами сказали, что вам, россиянам и руководству России, такой посредник нужен, поэтому вы меня не очень напрягайте по Крыму – и будет этот посредник сохранен как можно дольше.
Не надо меня долбать, как по Абхазии, причем впустую абсолютно. Я уже объяснял: ну признаем мы Абхазию, не признаем – ничего не изменится, – заявил белорусский президент.
По его словам, Беларусь оказывала поддержку абхазским властям, в том числе и тракторами, даже несмотря на отсутствие формального признания. Кроме того, отметил Лукашенко, экс-глава непризнанной республики Сергей Багапш, поддержал белорусскую позицию.
Мы положили тогдашнему президенту (России) Медведеву список на стол. Вот, мы завтра признаем Осетию и Абхазию, вот что случится. Почти то же, что сейчас происходит с Россией при санкциях, только в квадрате. Я говорю, вот что будет: доллара не будет, нам закрывают везде и всё. В одиночку – всё, государства нет. Вы должны мне будете помочь, – сказал Лукашенко.
По словам президента, в ответ ему сказали: Вот, ты опять начинаешь торговаться. Я говорю: да я не торгуюсь. Я президент этого куска земли, этого государства. Меня завтра люди спросят, как будем выходить из этого, – сказал глава государства.
Искренне вам говорю, хотя не должен, вот так шли переговоры. Я говорю, тогда я не могу на это пойти. А западники Солана (Хавьер Солана – бывший генсек НАТО и Верховный представитель ЕС по внешней политике. – TUT.BY) присылали, – отметил Лукашенко.
По его словам, Хавьер Солана сообщил о последствиях для Беларуси возможного признания Южной Осетии и Абхазии, которые, по мнению белорусского президента, уничтожили бы государство.
Он говорит: ну так вы выбирайте. Он не настаивал. Ясна была позиция Запада. Тогда я поехал к Медведеву: Что будем делать? Вам хочется, чтобы было уничтожено государство из-за какой-то формальности: признание – непризнание? – рассказал Лукашенко.
Но это плевый был вопрос для России, как это потом и оказалось. Не знаю, зачем было нас напрягать по этому вопросу, – отметил белорусский президент.
По словам Лукашенко, российское руководство оказалось не готово подставить плечо Беларуси и даже обсуждать это, чтобы не испортить отношения с Западом.
Белорусский президент отметил, что посылал правительственную делегацию в Крым. Старик Аксёнов (отец самопровозглашенного главы Крыма Сергея Аксенова. – TUT.BY) написал мне и попросил помощи: Нам нечем обрабатывать землю. Я колебался… Ладно, не чужие люди, посылаю туда на правительственном уровне делегацию для того, чтобы изучить ситуацию. Аховая ситуация. Ну, конечно, надо помогать людям, – заявил Лукашенко.
По словам белорусского президента, многие российские бизнесмены боятся работать в Крыму, потому что у многих деньги на Западе, собственность <…> мгновенно попадут под санкции.
А я поехал, на правительственном уровне. Что важнее – болтовня или конкретные дела? Я еще из этого исхожу, – подчеркнул Лукашенко.





