В частности, в Счетной палате замечают, что, по прогнозу, с 2015 года ожидается восстановление положительного роста инвестиций по мере снижения общей экономической неопределенности. Одним из десяти факторов восстановления роста должна стать активизация инвестиционной деятельности в топливно-энергетическом комплексе. Однако существуют риски неполной реализации планов активизации инвестиционной деятельности, обусловленные, в частности, санкциями ряда государств, которыми установлен запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, в добычу нефти, газа и минералов, а также запрещена поставка оборудования и оказание финансовых и страховых услуг для этих секторов экономики России. По мнению аудиторов СП, неполная реализация указанных в прогнозе проектов, а также ограниченные возможности федерального бюджета по увеличению финансирования инвестпроектов могут оказать негативное влияние на планируемую динамику инвестиций в основной капитал, что создает риски в достижении прогнозируемых темпов роста ВВП в плановом периоде.
Сомнения у аудиторов вызвали и заложенные правительством на 2015 год цели по приросту ВВП (1,2%) и инфляции (5,5%). Представляя свои замечания, Татьяна Голикова призналась, что и на этот год прогноз на уровне 7,5% был излишне оптимистичен. По ее оценкам, уровень годовой инфляции превысит 8%. Голикова отметила, что по данным Росстата инфляция по итогам сентября уже составила 6,5%. Таким образом, чтобы прогнозы соответствовали действительности, необходимо замедлить темпы инфляции приблизительно до 0,37% ежемесячно. «На сегодняшний день те показатели, которые представлены в прогнозе и заложены при подготовке бюджета, скорее всего, не будут выдержаны», — констатировала она.
Таким образом, исходя из оценок главы Счетной палаты, при сохранении текущей динамики в октябре - декабре 2014 года инфляция в РФ может превысить 8%. О подобном развитии событий в конце прошлой недели говорил начальник департамента долгосрочного прогнозирования Минфина Максим Орешкин.
Большой вклад в разгон инфляции внесло, безусловно, продовольственное эмбарго, замечает руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов. «Минэкономразвития повысило оценку роста цен на продовольственные товары в 2014 году до 12-13% против 7,2-7,4%, прогнозируемого ранее. Но я думаю, будет больше, поскольку высокие цены выгодны отечественным аграриям, поскольку позволяют реализовать начатые проекты, и правительство это понимает. Что касается замедления инвестиционной активности, происходит это сегодня главным образом из-за недостатка ликвидности у банков. Преодолеть этот тренд, на мой взгляд, вполне под силу недавно созданному Агентству кредитных гарантий, которое будет стимулировать долгосрочное кредитование малого и среднего бизнеса. Уставный капитал агентства составляет в 2014 году 50 млрд рублей фонд, на следующий год планируется докапитализация до 100 млрд, а в перспективе рассматривается возможность довести эту цифру до 1-1,5 трлн рублей. Главный плюс такого механизма в том, что под эти кредиты банкам не нужно будет создавать резервы», - пояснил он «Эксперт Online».
Готовность к худшемуПретензии СП по части доходов бюджета-2015 также вполне традиционны — это завышение Минфином сборов по отдельным налогам (НДС) и невключение в бюджет некоторых видов поступлений (акцизы на бензин и дизельное топливо при импорте; доходы, получаемые за рубежом и от реализации определенных видов федерального имущества; штрафы за возмещение вреда, причиняемого дорогам большими грузовиками, и пр.). Всего, подчитали в СП, правительство в проекте бюджета-2015 не представило расчетов по доходам на сумму 33 млрд рублей, что впрочем, существенно ниже, чем годом ранее (400 млрд).
Проанализировав расходную часть бюджета, в Счетной палате констатируют: основная цель переформатирования бюджета в программный формат — увязка бюджетных ассигнований с конкретными показателями — так и не достигнута.
Собственно, и главный разработчик бюджета – Мнфин – чувствует себя неуверенно. «Если текущая цена на нефть в $87 за баррель сохранится на 2015 год при стоимости рубля к доллару в 40 рублей за доллар… То мы вынуждены будем обращаться к Резервному фонду», — заявил глава Минфина Антон Силуанов. «Где-то около 500 миллиардов рублей нам будет не хватать из-за ситуации, которая сегодня складывается, если она продолжится на 2015 год», — добавил он и обратился к депутатам с просьбой разрешить прописать такую возможность законодательно.
«Минфин традиционного оптимистичен в проекте бюджета на 2015-2017 гг.: такова политическая конъюнктура последних лет, - говорит зампред правления Локо-Банка Андрей Люшин. - Тем не менее, замечания СП выглядят оправданными в текущем рынке. Проект бюджета рассчитывается на основополагающих факторах: нефть $100 за баррель и цена доллара 37,7 рублей. При этом очевидно, что эти установки уже сейчас не совпадают с реальностью. Также глава ЦБ Эльвира Набиуллина еще в конце сентября заявила, что регулятор разрабатывает стрессовый сценарий развития экономики, который предполагает еще более глубокое падение цен на нефть — до 60 долларов за баррель. В этом случае, ослабление рубля еще ускорится, а экономическая активность снизится, в худшем случае даже до отрицательных темпов». По словам Люшина, в таком прогнозном поле проект федерального бюджета видится несколько оптимистичным, и не исключено, что придется вносить коррективы или изыскивать средства в различных государственных фондах для его исполнения, если сейчас не обратить внимания за замечания СП. «Иные основополагающие индексы, такие как прогноз инфляции в 5,5% и экономический рост на уровне 1,2% в 2015 году, заложенные в бюджет, также видятся, довольно странными в текущих геополитических условиях. Даже при условии смягчения или полного снятия санкционных пакетов Евросоюза или США, было бы слишком самонадеянно рассчитывать на быстрый возврат интереса инвесторов к РФ, а в ситуации неопределенности с ценой нефти – на удержание плановых показателей инфляции или значимый рост экономики хотя бы на уровне 1% в год. Минфину и ГД следовало бы обратить внимание на аргументы СП, они видятся оправданными», - говорит эксперт.
Проект федерального бюджета на 2015-1017 гг., не учитывал резкие колебания валютного курса и цен на нефть в последние недели, замечает начальник аналитического отдела ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Дмитрий Беденков. «Установление цены на нефть на уровне $100 за баррель и 37,7 рубля за доллар США при верстке бюджета на следующий год представляются чересчур оптимистичным исходя из трендов сентября – начала октября. Несмотря на это вероятность реализации такого сценария, который в текущих условиях можно назвать оптимистическим, сохраняется, хотя и ощутимо сократилась на фоне переоценки ведущими мировыми институтами темпов роста мировой экономики на текущий и следующий год. Для реализации заложенных параметров значительным подспорьем будет улучшение внешнеэкономической конъюнктуры на фоне сохранения мягкой кредитно-денежной политики в ведущих развитых странах, отмена взаимных санкций России и Запада, снижение внешнеполитических рисков. Менее вероятным представляется достижение целевых уровней по инфляции. Текущее ослабление рубля найдет отражение в ценах на потребительском рынке с некоторым временным лагом. Поэтому текущее опережение показателя над плановым - более оптимистично по сравнению с возможным результатом ускорения цен к концу года – начале следующего», - пояснил он «Эксперт Online».
Опасения Счетной палаты небеспочвенны, режим секторальных санкций, введенных против России, может затянуться вплоть до лета следующего года, полагает аналитик QB Finance Мадина Абаева. «В то же время прогнозировать уровни цен на нефть крайне сложно: в случае реализации негативного сценария они могут задержаться в интервале между $80 и $90 за баррель, с другой стороны, даже незначительное изменение уровней спроса или поставок может привести к возвращению в район $105-$110. Если исходить из внешнего фона, прогноз на сегодня выглядит слишком оптимистично. Но и аналитиков Минфина можно понять: работа над прогнозами - процесс длительный, учитывающий средние величины и не опирающийся на стрессовый сценарий. Надо понимать, что снижение нефтяных котировок происходит с июля, а еще несколько месяцев назад текущая обстановка вряд ли казалась кому-то вероятной. По поводу роста цен уже сейчас можно сказать, что 7,5% - цифра недостижимая, и инфляция к концу года вполне может достигнуть 9%», - считает она.
Руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» считает нынешнее снижение цен на рынке энергоносителей краткосрочным явлением, вызванное политической конъюнктурой. «Не думаю, что здесь есть повод для пессимизма – потребление нефти и газа в мире будет только расти. А игры вокруг ОПЕК способны привести лишь к краткосрочному удержанию нефтяных цен на низком уровне. К тому же, бюджеты большинства стран – членов картеля сверстаны, исходя из цены, близкой к оптимальной для российской казны», - говорит Дмитрий Трофимов.
Не хлебом единымКроме того, по мнению аудиторов СП, Россия может не справиться с полным замещением импорта продуктов, попавших под эмбарго РФ. «Потенциал импортозамещения в секторе продовольственных товаров лимитируется ограниченными возможностями имеющихся производственных мощностей в пищевой промышленности», - говорится в докладе. Утверждение специалистов Счетной палаты касается в первую очередь некоторых видов мясной и молочной продукции и сыров.
Согласно предварительным данным Росстата, к которым апеллирует Счетная палата (СП), уровень свободных производственных мощностей в мясоперерабатывающей отрасли в России составил 2013 году примерно 34%. При этом удельный вес импорта говядины в потреблении достигал почти 59%, свинины - 31%, мяса птицы - 13%. Уровень свободных мощностей в отечественной сырной отрасли равнялся в 2013 году 41% против удельного веса импорта сыров в 48%. Доля незагруженных мощностей по производству цельномолочной продукции в России составляла в прошлом году около 41%, в то время как удельный вес импорта на молочном рынке РФ (в пересчете на молоко) достигал 60%. «При производстве некоторых видов продовольственных товаров используется импортное сырье, в том числе из стран, в отношении которых введен запрет, что может создать дополнительные трудности при загрузке имеющихся свободных производственных мощностей», - указывают специалисты СП.
Согласно расчетам Счетной палаты с использованием информации Федеральной таможенной службы, объем импорта в Россию продуктов «санкционной» группы из ЕС, США, Норвегии и Австралии составил в 2013 году около 40% всех внешних поставок этих продуктов в РФ. «С учетом возможных санкций со стороны Украины на поставки сельскохозяйственной и продовольственной продукции на территорию РФ объем импортируемых сельскохозяйственных и продовольственных товаров, попавших под санкции, может составить примерно 45% общего объема указанных товаров», - резюмировали специалисты палаты.
Счетная палата предлагает в условиях риска неполного импортозамещения предусмотреть механизмы длительного стимулирования инвестиционной активности. Специалисты ведомства считают, что необходимо субсидировать процентную ставку по инвестиционным проектам по созданию производств сельскохозяйственной продукции и центров переработки, хранения и доставки продовольствия до потребителя.
Дмитрий Трофимов видит проблемы с замещением на отечественном продовольственным рынке только импортных сыров. «Действительно, у нас в стране нет культуры производства твердых сыров. Что касается молока, Белоруссия обещала поднять объемы поставок втрое. К тому же, в последние годы в России было запущено много проектов молочных ферм, так что, думаю, в ближайшие пять лет молоком мы себя обеспечим полностью. Также много проектов реализуется сейчас по мясному животноводству, в частности, в Брянской, Липецкой областях, которые позволят заместить импортную говядину в ближайшие 3-4 года процентов на 80. По фруктам и овощам проблем вообще не вижу, тем более, что российские компании активно вкладывались в последнее время в тепличное хозяйство», - рассказал он.