Нобелевский комитет по экономике при Королевской академии наук назовет имя лауреата премии Государственного банка Швеции памяти Альфреда Нобеля за 2014 г. В прошлом году ими стали американские ученые Юджин Фама, Ларс Питер Хансен и Роберт Шиллер за «эмпирический анализ цен активов».
Кто может получить премию
Решение Нобелевского комитета до самого последнего мгновения хранится в тайне, но эксперты экономических разделов СМИ делают свои предположения. Среди фаворитов уже не в первый раз называются американцы Уильям Баумол и Исраэль Кирзнер, занимавшиеся исследованием предпринимательства, а также француз Филипп Агьон и канадец Питер Хауитт — за развитие теории Йозефа Шумпетера об экономическом росте.
Премия была основана в 1968 году Банком Швеции по случаю его 300-летия. Формально эта награда Нобелевской считаться не может, поскольку ее учредитель Альфред Нобель, которому и самому на протяжении его карьеры предпринимателя приходилось решать немало экономических вопросов, в своем завещании от 1895 года насчет экономистов ничего не написал. Банк отчисляет ежегодно Нобелевскому фонду сумму, равную одной Нобелевской премии. В нынешнем году она составляет 8 млн шведских крон ($1,1 млн).
Среди лауреатов с подавляющим преимуществом лидируют представители США: из 74 обладателей премии 55 — американцы. Элинор Остром — единственная женщина из них / 2009 г/. В 1975 году премию получил советский математик и экономист Леонид Канторович «за обоснование теории оптимального использования сырьевых ресурсов».
Некоторое отношение к России имели еще двое лауреатов: в 1971 году премию получил Саймон Кузнец, появившийся на свет в Пинске на территории современной Белоруссии, в 1973 году — Василий Леонтьев, также уроженец России. Оба ученых позже эмигрировали в США.
Потомки основателя награды не поддерживают номинацию в области экономики.
«Эту премию следует критиковать по двум причинам. Во-первых, это сбивающее с толку вторжение в понятие „Нобелевская премия“ и все, что это значит. Во— вторых, премия банка односторонне награждает западные экономические исследования и создание теорий. Завещание Альфреда Нобеля не являлось причудой, оно было продумано. Его письма свидетельствуют о том, что он не любил экономистов», — считает доктор юриспунденции Петер Нобель.
Глава «Общества семьи Нобелей» Томас Тюден в интервью ТАСС особо подчеркивает, что «премию Банка Швеции следовало бы объявлять и вручать отдельно от остальных номинаций, указанных в завещании Альфреда Нобеля».





