Бюджет проекта составил 450 млн литов (около 1,25 млрд долларов). «Нам удалось сэкономить 100 млн литов за счет использования новых технологий, а также успешных переговоров с подрядчиками, которые постоянно пытались взвинчивать цены. Удалось избежать и больших объемов дополнительных работ, которые неизбежно «вылезают» и занимают обычно 10-15% проектного бюджета. В нашем случае такие работы, возникшие по объективным причинам, обошлись всего в 1,6 млн литов», – сказал министр энергетики Литвы Рокас Масюлис.
Стоимость газа для потребителей может и не повыситься, поскольку ранее Литва ради жесткой конкурентной борьбы за строительство терминала заставляла внутренних потребителей покупать газ (поставляемый из России) по цене, значительно превышающей импортную.
«Чтобы окупить эти вложения, применяются абсолютно нерыночные методы, – говорит Алексей Гиивич, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности. - В частности, на потребителей Литвы наложены обязательства покупать газ вне зависимости от его стоимости. Поэтому это проект политический, он направлен на то, чтобы появился альтернативный поставщик, и определённая экономическая логика в этом есть».
В континентальной Европе давно идет жесткая конкуренция за спотовые (краткосрочные контракты) продажи газа, получаемого по долгосрочным контрактам из России, Норвегии, Катара и Египта. Пионером либерализации продажи газа была Великобритания, построившая береговые терминалы Фергюс и Бэкон в 1996 году. Здесь же сформировался Национальный балансирующий пункт NBP, который сейчас является основным европейским хабом - пунктом продажи газа. Уже к 2003 году в Европе появилось семь хабов – в Бельгии, Голландии, Франции, Италии, Австрии, Германии и Испании.
«Страны Восточной Европы давно боролись за то, у кого первого будет такой терминал, на Балтике лидерство выигрывает Литва. Даже Украина собирается идти по такому пути, но у нее на это нет денег, - говорит Сергей Чижов, президент российского газового союза. – Строительство СПГ-терминала в Литве создает для Европы прецедент, поскольку впервые на Балтике появился серьезный игрок на газовом рынке. Польша тоже строит СПГ терминал, но явно опаздывает. Тем более, что Литва имеет дешевый газ от России – после судебных разбирательств по антимонопольным делам «Газпром» снизил для Литвы цену почти до 300 долларов при среднеевропейской в 360- 380. То есть у нее есть неплохой способ заработать на споте».
Именно ввиду развития спотового рынка в Европе «Газпром» стал терять свои позиции и по цене, и по объемам. В суде рассматривались несколько арбитражных исков от разных стран, в том числе от Литвы. В целом его поставки в Европу снизились со 150,8 млрд кубометров в год в просткризисном 2009 году до 116, 6 в 2011. (По итогам 2013 года поставки составили в среднем 130 млрд кубометров). В 2010 году фактические спотовые продажи газа в Европе составили 250 млрд кубометров в год, в то время как «Газпром» экспортировал сюда в том же году всего 107,4 млрд тон (по данным ЦДУ ТЭК Минэнерго). За первое полугодие 2014 года Литва импортировала из России 1,393 млрд кубометров газа.
«Теоретически литовский газ (а после покупки у Катара он уже литовский) будет конкурент «Газпрому», - говорит Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. - Но только по цене, а не по объему продаж, поскольку даже если продавать будут 4 млрд кубометров в год, это капля в море того газа, который поставляет Россия в Европу. Если у «Газпрома» контрактная цена в среднем для Европы 360-380 долларов, то Литва будет ориентироваться на спотовые цены европейских хабов. Спотовые цены зависят от ситуации, в холодную зиму они могут подниматься до 400 долларов за тысячу кубометров, зато летом опускаться и до 260 долларов».
«Открытие терминала изменит правила игры в Европе и она сможет составить своими излишками конкуренцию другим продавцам – Австрии, Бельгии и прочим, - говорит Михаил Крутихин, партнер «RusEnergy». - Она получит существенный для ее слабой экономики источник дохода, а значит и преимущество перед другими странами восточной Европы. Дело в том, что у нее будет в распоряжении и купленный газ у «Газпрома», от которого она отказываться не собирается и Литва может продавать катарский газ хоть в Италию, хоть на ту же Украину».
Еще в ходе строительства СПГ-терминала в Клайпеде эксперты начали спорить, будет Литва начать закупать сланцевый газ из США, который в сжиженном виде может поставляться через океан, или нет.
«Теоретически может, - считает Сергей Чижов, - поскольку США важно экономическое присутствие в Восточной Европе, а Литва всегда была больше ориентирована на сотрудничество со штатами, чем с другими странами Европы. Цена этого газа, конечно, будет очень высока, но не исключено, что штаты начнут субсидировать его поставки из политических соображений».
Однако, по мнению Сергея Пикина, такой вариант маловероятен. «Не думаю, что США возьмутся субсидировать поставки сланцевого газа в Литву, поскольку его продают там госкомпании, и вряд ли Госдеп согласится дарить деньги налогоплательщиков ради столь несущественного дополнительного экономического присутствия в Восточной Европе», - считает эксперт.
В большой европейской газовой конкуренции свой слабый голос пытается подавать и Украина. «Нафтогаз Украины» принял сам для себя некие новые правила «О совершенствовании государственной политики в сфере регулирования деятельности по транспортировке природного газа магистральными трубопроводами по территории Украины». Речь идет о том, чтобы европейские клиенты «Газпрома» покупали газ не на восточной границе, а на Западной, ввиду чего российской стороне, по подсчетам «Нафтагаза» следует доплачивать за транзит дополнительно около миллиарда кубометров газа год. Якобы такой порядок будет введен уже с 1 января 2015 года. Также документом предусматривается временный порядок установления тарифа с 1 ноября по 31 декабря 2014 года.
«Эти правила – очередной пустой звук, поскольку они предполагают изменение условий контракта, причем для всех европейских клиентов «Газпрома». Сомневаюсь, что кто-то в Европе пойдет на отмену контракта с Газпромом» из-за прихоти «Нафтагаза», - уверяет Михаил Крутихин.
Скорей всего, это очередной сумбурный шаг Украины в попытке поторговаться перед предстоящими переговорами о возобновлении поставок газа, которые ввиду долга «Нафтагаза» перед «Газпромом» (по оценкам последнего около 11 млрд долларов) были прекращены в июне. На трехсторонних газовых переговорах 26 сентября в Берлине стороны обсудили «зимний план», рассчитанный на период до конца марта. Однако у Киева есть ряд претензий к этому временному плану. В частности, он предлагает свой график погашения 3,1 миллиарда долга и не согласен на предложенный Россией механизм предоставления скидки в 100 долларов на тысячу кубометров за счет таможенной пошлины. Тем не менее, Еврокомиссия получила от Украины согласие провести следующие трехсторонние переговоры по газу на министерском уровне 21 октября в Берлине.
Однако министр энергетики России Александр Новак в разговоре с премьер-министром страны Дмитрием Медведевым сегодня сказал, что Украина пока не определилась с условиями своего участия в переговорах.
«Подготовлен проект протокола, который будет подписан тремя сторонами: Россия — Евросоюз — Украина. В настоящее время наше общее предложение с Еврокомиссией рассматривается украинской стороной. Мы ждем ответ», — сказал Новак. По его словам, такое пакетное решение на шесть месяцев может стать хорошим решением прохождения осеннее-зимнего периода, надежного снабжения европейских потребителей.
Когда речь шла о получении кредита от Евросоюза, Украина согласилась и даже на прошлой неделе сделала платеж в 1,5 млрд долларов «Газпрому».
«До сих пор не понятно, что это такое, - говорит Сергей Чижов. - Премьер-министр Украины Яценюк говорит, что это плата за будущие поставки. «Газпром» считает, что это плата по его облигациям займа, то есть в счет уплаты долга».
При этом Украина до сих пор всерьез уверяет, что в будущем обойдется без российского газа за счет его реверса из Европы. В этом году она нарастила его поставки из Словении и Венгрии до 2.2 млрд кубометров при общей потребности более 30 млрд кубометров.
«Даже если Литва потом будет продавать оставшийся миллиард Украине, это не закроет ее потребностей, - говорит Сергей Пикин. – Инсинуации по этому поводу не могут не впечатлять своей не реалистичностью».