Вчера комитет Госдумы по федеративному устройству и местному самоуправлению поддержал внесенные в конце августа депутатом Еленой Паниной поправки к закону «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс России». Этот документ, принятый в 2006 году, обязывал местные власти до января 2015 года перевести все сельскохозяйственные рынки в объекты капитального строительства. Закон вызвал скандал среди торговцев в Москве, где на момент принятия закона насчитывалось около 80 рынков, обеспечивавших работой более 5 тыс. человек. Такую оценку давала «Опора России»: эта организация представляла интересы рыночников в споре со столичной мэрией, которая стала активно закрывать ярмарки в некапитальных строениях после критики Сергеем Собяниным работы рынка «Эмерал» на 25-м километре МКАД. По итогам 2010 года только в Москве на долю рынков приходилось 428,8 млрд руб., или около 20% от всего объема розничной торговли в городе. К осени 2013 года в столице осталось 57 рынков, из них 27 сельскохозяйственных в некапитальных строениях и 30 — в капитальных. Городу принадлежит 11 рынков, часть которых мэрия по-прежнему пытается продать.
В администрации Санкт-Петербурга весной текущего года говорили, что хотели бы самостоятельно решать, на каких условиях договариваться с инвесторами рынков. Тогда в городе из 18 сельхозрынков в некапитальных строениях было три.
Аналогичная ситуация развивается и в других городах страны. Это отразилось и на объемах товарооборота по всей стране: по данным Росстата, только в августе нынешнего года ее размер достиг 2,231 трлн руб., из которых на розничные рынки пришлось 188,4 млрд руб., что на 6,9% ниже, чем в августе прошлого года. «За последние полтора года число сельскохозяйственных рынков уменьшилось втрое»,-- заявила вчера Елена Панина. При этом, добавила она, на месте рынков появляются сетевые магазины, которые становятся монополистами и в условиях санкций могут взвинчивать цены. Более того, как пишет депутат в пояснительной записке к своему законопроекту, из-за сноса рынков производители сельхозпродукции лишаются канала сбыта, а потребители — возможности покупать продукты по доступной цене. Учитывая эти обстоятельства, госпожа Панина предлагает смягчить действие требования и в части сроков, и по качеству строений. В законе может появиться пункт, позволяющий открывать сельскохозяйственные рынки не только в объектах капитального строительства, но и в легковозводимых сооружениях из сборно-разборных конструкций. По сути, Госдума предлагает вернуться к старой практике. Но в законопроекте четко оговаривается, что на этих рынках невозможна продажа непродовольственных товаров, что не позволит допустить появление аналогов снесенного в Москве со скандалом Черкизовского рынка. Елена Панина считает, что переходный период необходимо продлить до 1 января 2018 года. По предварительным планам, первое чтение законопроекта может состояться уже в этом месяце.
В апреле текущего года продлить переходный период до 1 января 2020 года для переноса сельскохозяйственных рынков в помещения капитального строительства предлагал Минпромторг. Тогда представитель министерства говорил «Ъ», что эту идею подержали власти 75 регионов. Но, как показывает опыт Москвы, власти на местах смогут привести все рынки в порядок за три года, поэтому не имеет смысла существенно продлевать переходный период, отмечает Елена Панина. Руководитель департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк убежден, что продление переходного периода не решит проблему — у администрации небольших городов никогда не будет средств на строительство рынка, а инвесторам это невыгодно.
Екатерина Геращенко, Максим Иванов, Халиль Аминов