Режиссер Никита Михалков представил накануне в Москве свой фильм Солнечный удар по прозе Ивана Бунина. Вначале состоялся пресс-показ, а вечером - уже премьера в киноцентре Октябрь.
Эта картина необычна тем, что я шел к ней 37 лет, - заметил режиссер. - Постепенность этого движения трасформировало и саму идею. Он добавил, что снять Солнечный удар ему посоветовал киновед Владимир Дмитриев. Он сказал: Если снимешь Солнечный удар хотя бы на 20% от того, как он написан, считай, что ты режиссер, - сказал Михалков. Но тогда, по его словам, с Буниным были проблемы, все откладывалось. И когда режиссер вернулся к этой идее, понял, что снимать просто Солнечный удар неинтересно. И тогда мы решили соединить его с Окаянными днями, - добавил Михалков.
Мировая премьера ленты прошла 3 октября в Белграде, а российская - в Крыму. Также режиссер подготовил пятисерийную версию картины для телеэфира. Вот здесь ждите сюрпризов, - сказал Михалков агентству ТАСС. - На ТВ есть одно очень интересное предложение, пока не могу о нем говорить, но это будет абсолютно необычно.
Как пишет сегодня КП, на московской премьере новой картины собрался весь культурный бомонд, а красная дорожка кинотеатра Октябрь напоминала по количеству звезд на один квадратный метр легендарную Каннскую лестницу.
После премьеры Никита Михалков около получаса принимал поздравления от коллег и зрителей, не отказав никому в селфи и в автографе. Он признался, что остался очень доволен премьерой. Режиссер также рассказал газете, что президент России Владимир Путин, с днем рождения которого совпала премьера фильма, уже посмотрел Солнечный удар и он ему очень понравился.
В фильме наряду с молодыми актерами снялись также Александр Адабашьян, с которым Михалков заканчивали работу над сценарием. Он появился в небольшой роли фотографа. Компанию ему составил композитор Эдуард Артемьев. И даже продюсер Леонид Верещагин мелькнул на экране на старой фотографии. Картина переполнена такими ингредиентами. Мальчик по имени Егорий появляется в шляпе, в какой Никита Михалков снимался в картине Свой среди чужих, чужой среди своих, пишет МК. В Солнечном ударе все поделено на две жизни: ту, что относится к Окаянным дням, и ту, что отсылает к прекрасному и навсегда потерянному прошлому из Солнечного удара. И герои все время задаются вопросом: Как это все случилось?. События происходят то на юге России в 1920 году, то на Волге летом 1907-го.
Молодой поручик, путешествую на пароходе, встречает прекрасную незнакомку. Его сыграл актер из Латвии Мартиньш Калита, работающий в Лиепайском театре. Но говорит он голосом Евгения Миронова. Увлеченный незнакомкой, герой гоняется по судну за прозрачным голубым шарфиком, принадлежащим нежной девушке. Ее роль исполнила еще одна дебютантка в кино Виктория Соловьева.
Потом главный герой появляется совсем на другом судне, среди офицеров, участь которых печальна. Комиссар особого отряда ВЧК отправит на верную гибель того, кто в детстве его приветил. Глобальное у Михалкова замыкается на частном и вполне предсказуемо, пишет газета, отмечая, что мужчины в Солнечном ударе проливают слезы - страшная жизнь в эпоху перемен сделала их уязвимыми, и любовь способна их обезоружить.
Некоторые критики приписали фильму Михалкова особую политическую актуальность. Сам режиссер не видит в картине политической подоплеки, но признается, что своим кино предвидел грядущие события.
Режиссер Владимир Хотиненко отметил виртуозную и талантливую работу Михалкова с материалом и напомнил, что когда картина снималась, никто даже не мог предположить, как будут развиваться события в России и в мире. Режиссер предполагает, что в произведениях Бунина было скрыто некое пророчество, которое сумел расшифровать Михалков. Задача художника, который обращается к нашему литературному наследию, - суметь распознать эти пророчества и предостережения. У Михалкова это получилось блестяще. Потому что соединение в одной картине Солнечного удара и Окаянных дней - это смелое, неожиданное решение, которое, вопреки сомнениям, привело к появлению нового смысла, - сказал Хотиненко.
А один из первых зрителей картины, кинодраматург и режиссер Виктор Мережко, отметил, что Солнечный удар - это фильм-размышление. В картине нет назидательной интонации, она, наоборот, дает возможность зрителям делать свои выводы. Заслуга Михалкова в том, что он создал такую картину, которая не отпускает зрителя сразу после ее просмотра. Это то самое настоящее искусство, которое остается с тобой еще долгое время после непосредственного впечатления, - говорит Мережко. - На основе такого сложного материала, каким является удивительно нежный, прозрачный, почти призрачный рассказ Солнечный удар, и резких, публицистичных записок Окаянные дни Михалкову удалось создать невероятной силы образы. Впечатление от картины усиливается еще и потому, что режиссер не делит героев на плохих и хороших, красных и белых. Каждый из них проживает свою собственную жизнь, их столкновения, сам ход событий приводят, в конце концов, к финалу. Михалков не клеймит, он описывает судьбы. При этом каждый зритель при желании может почувствовать себя в шкуре каждого из героев, как бы примерить на себя их выбор. Убежден, что такой беспристрастный подход обеспечит фильму успех, - резюмировал режиссер.