В аналогичных тонах Лукашенко говорит и о восстании на Донбассе. «Зачем было хвататься за такое острое оружие как язык? Ну разговаривают на юго-востоке на русском языке люди, и на украинском — ну и пусть разговаривают. Неужели в эту острую фазу противостояния надо было давить на русскоязычных людей, в том числе ущемляя их права?! То есть опять повод был с этой стороны. А может быть, и причина». - уверяет белорусский президент. Но при этом сразу же добавляет, что не признает ДНР и ЛНР как отдельные государства. «Я изначально заявлял о том, что проект, к примеру, Новороссии мной не воспринимается. Я выступаю за единство и целостность украинского государства. Чтобы не было там замороженных каких-то конфликтов, каких-то зон типа Приднестровья, Нагорного Карабаха, которые всегда таят опасность взрыва... Мы не хотели бы разрушения Украинского государства», - отметил белорусский президент.
Фактический отказ президента поддержать народно-освободительное движение на Донбассе возмутил представителей российского патриотического лагеря, которые стали говорить о «предательстве» Александра Лукашенко в отношении своих российских союзников и лично президента Владимира Путина, который находится под колоссальным давлением Запада и нуждается хотя бы в моральной поддержке коллеги по Союзному государству и Евразийскому экономическому союзу. Между тем в словах белорусского президента никакой крамолы, и тем более предательства нет - чистый расчет и соответствие белорусским национальным интересам а возможно даже и российским.
Так, глупо обвинять белорусского лидера в отказе от тех шагов, на которые не решилась даже Россия. «В настоящий момент политическая реальность и логика исторического момента не позволяют говорить о полноценности государственного устройства Новороссии, потому и вопрос ее признания даже не является дискуссионным, - говорит Эксперту Online белорусский политический аналитик Алекандр Шпаковский. - Это квази-государственное образование до настоящего момента не признано даже Российской Федерацией и таким образом вообще не понятно, почему Новороссия должна быть признана белорусской стороной?».
Да и вообще Александр Лукашенко занимает в вопросе признания пророссийских сепаратистских государств абсолютно последовательную позицию - так, напомним, он не признал ни Абхазию, ни Южную Осетию. И его позиция вполне логична и обоснованна. Прежде всего, белорусский лидер не хочет серьезно обострять отношения с соседями по постсоветскому пространству, особенно с Киевом. Белоруссия имеет с Украиной достаточно протяженную границу, и не хочет, чтобы украинские радикалы пересекали ее и мстили Минску терактами или беспорядками. Сохранение же нормальных отношений дает Лукашенко уникальные возможности. Мало того, что он, например, может реэкспортировать украинские товары в Россию через белорусскую территорию, так еще и получает возможность сыграть крайне выгодную во всех отношениях роль посредника в отношениях между метрополиями и Москвой (в чем заинтересована Москва - для Путина лучше иметь такого посредника как Александр Лукашенко или Нурсултан Назарбаев, нежели председателя ОБСЕ, главу Еврокомиссии или, не приведи Господь, президента США). И Лукашенко уже сыграл эту роль, приняв крайне выгодные для имиджа Белоруссии Минские переговоры между Россией, ОБСЕ и Украиной.
Кроме того, белорусский лидер не уверен в окончательности отделения украинских и грузинских регионов. Он понимает, что в перспективе эти регионы при согласии могут вернуться на особых условиях в состав метрополий - речь идет, например, о еще не до конца проваленных проектах федерализации Украины и «финляндизации» Грузии (подразумевающий ее нейтральный статус). Батька не хочет в этой ситуации выглядеть дураком и отзывать признание.
Между тем, там где можно без особых проблем солидаризироваться с позицией Москвы, Батька солидаризируется. В частности, он говорит о вине за Майдан должностных лиц Запада, «действовали открыто, подстрекая участников Майдана к столкновениям», призывает Киев «провести реформу конституции и всего политического процесса», которая бы лишила всемогущую украинскую олигархию возможности управлять страной. «Или они становятся, грубо говоря, в строй и начинают действовать в интересах украинского народа, или они просто должны быть сметены с политической арены», - говорит Лукашенко. И под этими словами, обращенными не только к украинским олигархам, но и к российским, с удовольствием подпишется и Владимир Путин.