По имеющейся информации из открытых источников, в 2012-2014 годах суммарный объем импорта газа Украины с территорий указанных стран (Польша, Венгрия, Словакия - ИФ) составил 3,8 млрд куб м, из которых 1,7 млрд куб м - в 2014 году, при этом НАК Нафтогаз Украины не выполняет условия по отбору газа в рамках действующего контракта купли-продажи газа с ОАО Газпром, - говорится в материалах монополии.
Начиная с 2012 года украинская сторона проводит активную работу с европейскими компаниями по диверсификации поставок газа на Украину, отмечает Газпром. Для обеспечения реверсных поставок газа на Украину, украинская сторона и газотранспортные компании Польши, Венгрии и Словакии произвели реконструкцию своих газотранспортных систем, позволившую производить физическое перемещение газа через границу и его учет, - говорится в сообщении.
Контракт не нарушается
Представитель компании подчеркнул, что препятствовать процессу организации таких реверсных поставок газа Газпром не может, поскольку необходимая для реверса инфраструктура сооружается вне согласованных газоизмеритепьных станций и формально не нарушает условия контрактов Газпрома с европейскими покупателями.
Вместе с тем имеются все основания утверждать, что на Украину поставляется российский природный газ, предназначенный не украинским, а европейским потребителям, как правило, по схеме так называемого виртуального реверса, но с демонстрацией перемещения газа через границу Украина-ЕС. Правомерность такой схемы выглядит сомнительно, - заявил в ответе депутату Медведев.
Гутенев в начале сентября этого года направил руководству Газпрома просьбу предоставить информацию о реверсных поставках газа странами ЕС на Украину. Также депутат попросил оценить такие поставки на предмет соответствия договорам европейских стран с Газпромом.
Гутенев также предлагал обсудить целесообразность ограничения или прекращения поставок газа по украинскому маршруту европейским странам, которые осуществляли реверсные поставки топлива на Украину. В четверг депутат сообщил, что разрабатывает законопроект, запрещающий российским экспортерам нефтегазовой продукции поставлять ее странам - должникам и государствам, осуществляющим виртуальный реэкспорт странам-должникам.