«Имеются серьёзные диспропорции в развитии форматов розничной торговли, - отметил премьер Дмитрий Медведев. - Доля сетевых ретейлеров продолжает расти, вплотную приблизившись к четверти общего объёма розничной торговли, а доля розничных рынков, доля ярмарок снижается. Дистанционные продажи, по оценкам экспертов, составляют не более 2,5% общего оборота. Необходимо сбалансировать развитие всех этих форматов – тогда и состояние конкуренции должно улучшиться, и качество услуг, соответственно, тоже».
Премьер призвал «активизировать работу по созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, создавать необходимую инфраструктуру, жёстче следить за соблюдением гарантий предпринимателям». «Ведь в торговле сосредоточено около трети предприятий малого бизнеса, они во многом обеспечивают сбыт небольшим компаниям, в том числе местным производителям аграрного и пищевого сектора, и тем самым помогают создавать дополнительные рабочие места, стимулируют отечественное производство, что, конечно, особенно важно с учётом наших планов по замещению ряда продуктов, которые поставлялись по импорту. В конечном счёте выигрывает и потребитель, который получает больший ассортимент качественной продукции по доступным ценам», - подчеркнул Медведев.
Разработанная Минпромторгом стратегия предлагает провести ранжирование рынков, которое позволит сделать госрегулирование торговли более гибким и адресным. Так, предлагается выделять рынки федерального значения — Москву, Санкт-Петербург, Севастополь, а также другие города-миллионники и их агломерации. А остальные территории рассматривать как розничные рынки регионального и местного значения.
Принято решение развивать все форматы торговли, в первую очередь малую нестационарную мобильную торговлю: ярмарки, сельскохозяйственные и оптовые продовольственные рынки. «Это основная инфраструктура для сбыта продукции мелких и средних производителей, которые не имеют возможности поставлять крупным сетям большие партии товара, произведённого и упакованного по единым стандартам», - отметил Мантуров. По его словам, такие форматы торговли – это не только важнейшая составляющая малого бизнеса, они оказывают влияние и на смежные отрасли. Например, развитие мобильной торговли создаёт дополнительный спрос на коммерческий транспорт и производство кузовов со специализированным торговым оборудованием. В свою очередь это влечёт появление малых предприятий сервиса и сопутствующих услуг.
Поддерживать малый бизнес в торговле правительство собирается, в том числе, созданием логистических центров за счет государства. Это даст возможность осуществлять поставки продуктов питания, которые производятся индивидуальными и фермерскими хозяйствами, производителями, которые не в состоянии своевременно обеспечить их в тех объемах и по тем стандартам, которые предъявляются торговыми сетями, — пояснил Мантуров.
При этом в качестве примера министр привел опыт других стран, например Франции и Испании, где такие логистические центры также создавались с государственным участием.
Министр отметил, что Минсельхоз уже вышел с предложением по организации таких центров в ряде российских регионов. Я знаю, что министерство сельского хозяйства вышло с предложением, и даже уже есть предложение по объемам, начиная с 2015 года по обеспечению таких логистических центров в разных регионах страны, — отметил Мантуров.
Также в стратегии содержится предложение ввести льготную арендную ставку для социально значимых объектов. Речь идет о торговых точках, реализующих скоропортящиеся продукты питания, фермерские товары, печатную продукцию.
Помимо этого, сообщил Денис Мантуров, Минпромторг готов обсудить предложение Федеральной антимонопольной службы о возврате торговли алкоголем и табаком в ларьках. По его словам, если предложение будет сформулировано официально, министерство его оперативно рассмотрит и будет найдено совместное решение. «Мы, естественно, такого рода предложения должны будем всячески обсудить с экспертами и с предпринимательским сообществом для того, чтобы при возможном каком-то уже формулировании и в стратегии, и в последующих нормативных актах отразить в программе развития торговли», — добавил министр.
При этом министр финансов Антон Силуанов, как всегда, призвал более осторожно относится к дополнительным бюджетным расходам на поддержку бизнеса.
По его мнению, она может и не окупиться. Крупные сетевые ритейлеры работают вбелую, исправно платят налоги, тогда как малый бизнес часто предпочитает оставаться в тени. «Крупные торговые сети в целом соблюдают налоговое законодательство. К ним гораздо меньше претензий, нежели к мелким торговым розничным точкам», - подчеркнул он.
С Силуановым согласился и первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, который попросил при формировании логистических центров «обратить серьёзное внимание на то, чтобы не было повторения того, что происходит с торговыми центрами, где уплачиваются по льготным схемам какие-то арендные мизерные платежи, потом не уплачиваются с этого налоги». «И получится так, что самые малые формы торговли будут не уплачивать налога благодаря той льготной схеме, которая есть, да ещё не будут поступать налоги от сдачи в аренду этих торговых площадей. И опять потом будет эксплуатироваться этот тезис, что не уплачивают налоги в должной степени», - отметил Шувалов.
Процесс развития новых форматов малого бизнеса в сфере розничной торговли тормозится дороговизной и дефицитом стационарных торговых площадей, отсутствием доступных кредитных продуктов и административным давлением, - отмечают эксперты и представители бизнеса.
«Не может у нас малый бизнес скопить капитал, чтобы шагать дальше, - говорит руководитель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. Есть проблемы с кредитами и арендой помещений. Российские чиновники любят ездить в Европу и рассказывать, как там развит малый бизнес — булочные, сырные и кондитерские магазинчики преуспевают на 30 кв. метрах. А у нас, мол, помойка: в одном месте и рыба, и чипсы, и колбаса. А почему? Есть в торговле ключевое понятие — количество квадратных метров стационарных торговых площадей на одну тысячу жителей. Так вот, в России ничтожный метраж стационарных площадей. В Москве, например, это 800 метров. Отсюда и космические цены — даже за чертой города метр меньше, чем за 4 тыс. рублей не найти. В Екатеринбурге ситуация лучше — почти 1,2 тыс. метров на тысячу жителей, но это все равно меньше, чем в Европе, там этот показатель начинается от двух тысяч. Дефицит площадей связан с высокой стоимостью входного билета. В торговых центрах места заняты уже во время строительства здания — транснациональными брендами или теми, кто работает по франшизе. Во многих городах первые этажи зданий для малого бизнеса вообще недоступны, они для этого не приспособлены. Этот дефицит торговых площадей и должна компенсировать нестационарка. Но ее притесняют, забывая, что она предоставляет рабочие места, выполняет функцию социального лифта и поддерживает здоровую конкуренцию». Так что в целом идея разработанного Минпромторгом документа правильная, - резюмирует эксперт.