Торг уместен

 »   » 
  • Опубликованно
  • Торг уместен

Основными причинами снижения торговых показателей России в ЕЭК считают сдерживающее влияние институциональных и структурных факторов, бизнес-климат, эффективность государственных процедур регулирования и дорогие кредиты. Кроме того, в ЕЭК указывают на действие эффекта от вступления России в ВТО, усиливающееся по мере имплементации обязательств. Также в комиссии выделяют фактор снижения инвестиционного спроса, который обусловлен экономической ситуацией и спросом на инвестиционные товары, в частности машино-техническую продукцию.

Справка:

Внешнеторговое сальдо РФ выросло, согласно данным Федеральной таможенной службы, за 7 месяцев 2014 года до $132,7 млрд. Российский экспорт составил в январе-июле 2014 года $301,9 млрд, при этом импорт снизился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 4,8% - до $169,2 млрд. Основной внешнеторговый партнер России среди стран дальнего зарубежья – Китай, товарооборот с которым достиг за 7 месяцев этого года $51,8 млрд. На втором месте Нидерланды – $45,1 млрд (снижение на 0,1%), на третьем Германия – $41,2 млрд.

Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. В конце июля ЕС и США ввели санкции против целых секторов российской экономики, в том числе банковского и топливно-энергетического. В ответ Россия ограничила импорт ряда сельскохозяйственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

Скорость вступления западных санкций в отношении России поставила перед экономикой страны сразу множество проблем, считает профессор кафедры региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин. «Если бы действие ограничений было растянуто во времени, мы могли бы приспособиться. Но, к примеру, сельскохозяйственный цикл не позволяет сразу заменить импортную продовольственную продукцию отечественной. Если расценивать заявление министра с точки зрения политики, наверное, он прав – все говорят, что санкции не нанесли нам особого урона. Но что касается экономики, все не совсем так, и это легко увидеть даже по растущим ценам», - пояснил он «Эксперт Online».

На наши позиции на мировой торговой арене никто и не покушался, указывает директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель. «Ни ЕС, ни США не вводили прямых санкций, рассчитанных на российский экспорт, - напоминает он. – Хотя, конечно, торговля почувствует на себе влияние действующих ограничений, проявится это позже».

Эмбарго нам в помощь

Вместе с тем, по мнению Андрея Слепнева, расчеты, касающиеся того, что ситуация с запретом поставок в РФ сельхозпродукции из ряда западных стран приведет к оздоровлению внутреннего производства, обоснованы. «Хотя, конечно, мы должны говорить о том, что инфляция будет», - подчеркнул министр, заметив, что рост цен будет связан в первую очередь не с изменением структуры поставщиков, а с ростом курсов иностранных валют.

Нам придется наращивать собственное производство, уверен Алексей Скопин. «Доходы от продажи нефти и газа будут снижаться, соответственно возможен дефицит экспортной выручки, необходимой для закупки за рубежом высокотехнологичного оборудования, одежды, обуви и т.д. Мы уже потеряли на торговле с Украиной порядка $2 млрд. В этой ситуации нам ничего не остается, кроме как наращивать производство внутри страны и по массовым товарам этого вполне можно достичь», - считает он.

Рассчитывать, на то, что запрет поставок импортного продовольствия приведет к подъему отечественного аграрного сектора, не приходится, полагает Александр Кнобель. «Скорее, это приведет к росту цен. И хотя запреты – стандартная методика, направленная на импортозамещение, опыт той же Латинской Америки показывает, что производители, лишившись конкуренции, не считают необходимым вводить новые мощности, инвестировать в технологии и расценивают сужение рынка лишь как повод для повышения цен. Целесообразно поддерживать растущие секторы экономики, приближающиеся к мировому уровню конкурентоспособности, руководствуясь принципом подстегнуть сильнейшего, а не вытягивать слабого. Наши же сельхозпроизводители в силу отсутствия соответствующих компетенций, неконкурентоспособны на мировом рынке», - пояснил он «Эксперт Online». К тому же, добавляет директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС, даже если события будут развиваться по благоприятному сценарию, эмбарго введено всего на год, а рассчитывать на отдачу от вложений сельхозпроизводители могут не раньше чем через два-три года.

Многие российские аграрии не смогут значительно расширить предложение, так как не были готовы к столь неожиданным событиям, замечает аналитик компании QB Finance Мадина Абаева. И хотя развитие отечественного АПК необходимо, так как потенциально это может дать экономике страны больше $40 млрд в год, достичь этого удастся только путем прямой поддержки фермеров в виде налогового стимулирования, субсидий и предоставления земель в аренду по доступной цене. «Российские агропромышленные компании не выдерживают конкуренции с западными из-за низкой эффективности бизнеса. Отечественному АПК необходима технологическая модернизация и частный капитал, а искусственное ограничение конкуренции за счет санкций может принести только кратковременный эффект», - уверена аналитик.

ТС и все-все-все

Андрей Слепнев также ожидает некоторого «проседания» внешней торговли Таможенного союза (ТС) по итогам 2014 года, но «в 2015 году, скорее всего, вернемся на стандартные объемы поставок с изменением товарной номенклатуры и географии поставок», уверен он. В частности, в сфере агропромышленной продукции рынок будет перестраиваться на новых поставщиков быстрее ожиданий. «Говорить о снижении абсолютных объемов, ценовых показателей, скорее всего, по 2014 году существенным образом не придется. Будем фиксировать изменение географии поставок», – пообещал министр. По его мнению, ТС и Евросоюзу необходима новая форма отношений. «Об этом говорили уже много лет… Думаю, новая Еврокомиссия сможет найти в себе силы перевести этот процесс в реальную плоскость», - заметил он, добавив, что необходимо также определить форматы отношений со странами АТР, АСЕАН, Латинской Америки и Китаем. «Нас ждет в любом случае необходимость определения по форматам с нашими ключевыми партнерами, в том числе с ЕС, азиатскими партнерами. Видим, что торговые соглашения давно перестали быть торговым фактором, а стали теперь политическим фактором. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС породило этот повод, с этого все началось, и теперь мы видим процесс, который запущен этим соглашением», - подчеркнул Слепнев.

Комментируя вопрос о возможном реэкспорте подпавших под эмбарго товаров через Белоруссию и Казахстан, Слепнев призвал «отделять легальные схемы от схем транзита». Со схемами транзита, по его словам, уже борются таможенники и Россельхознадзор. В то же время легальные схемы переработки таможенным законодательством ТС не запрещены. При этом масштабных нарушений в ЕЭК не наблюдают.

Согласно официальной статистике ЕЭК, объем торговли стран ТС с третьими странами за январь-июль снизился на 1,2%, взаимная торговля России, Белоруссии и Казахстана сократилась на 10,7%. По словам Слепнева, здесь сохраняются факторы, проявившиеся еще в начале года. Прежде всего, речь идет об изменении в структуре торговли нефтегазовыми ресурсами в рамках «тройки». «Несмотря на то, что нефтегазовые ресурсы составляют около 30% взаимной торговли, а не более 70% как в торговле с третьими странами, тем не менее, это, конечно, влияет на общий баланс», - заметил он.

Ресурсы для повышения товарооборота внутри ТС исчерпаны, говорит директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС. «Отсутствие тарифов во взаимной торговле России, Белоруссии и Казахстана уже не в состоянии придать ей импульс. Теперь предстоит элиминировать нетарифные барьеры, но для этого необходимо принимать политические решения, например, по единому органу санитарного контроля», - считает Александр Кнобель.

Слепнев также добавил, что Россия может создать зоны свободной торговли с Индией, Израилем и Египтом. В данном случае речь идет о «начале совместных исследований на предварительной стадии переговоров», при этом переговоры о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом могут вскоре завершиться. Министр дал понять, что относит Индию, Израиль или Египет к «технологическим гигантам», свободная торговля с которыми могла бы «подавить технологическое развитие» отдельных отраслей в России. Напомним: президент Владимир Путин в ходе саммита лидеров стран Евразийского экономического союза, проходившего в Астане в мае 2014 года, говорил, что ЕАЭС намерен сформировать рабочие группы для обсуждения преференциальных режимов торговли с Израилем и Индией, активизировать переговоры с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли и развивать сотрудничество с Китаем.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа